Островок здоровья
Форуму 5838-й день
Текущая дата: Пт, 19 Апр 2024
Медицинский форум

КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

управление в медицине
персональное и общественное здоровье
бесплатные консультации специалистов

не диагностика и лечение, но указание выбора правильного направления движения к оным

 
 FAQFAQ   ПравилаПравила   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Гороскоп на сегодня

Ежедневные гороскопы для всех знаков на сайте *1001 гороскоп*.

Ван Дейк

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов КОМПАС ЗДОРОВЬЯ -> Душа Свободной Мысли Найти сообщения с вашего последнего посещения
Найти ваши сообщения
Найти сообщения без ответов
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Майя
Долгожитель


Зарегистрирован: 17.08.2008
Сообщения: 174


Благодарности: 1

СообщениеДобавлено: Ср Сен 03, 2008 11:22 am    Заголовок сообщения: Ван Дейк Ответить с цитатой

Автопортрет Ван Дейка


Вера Шабельникова


Лучший и любимейший ученик Рубенса, Ван Дейк многое унаследовал от своего великого учителя. Как и Рубенс, он был обласкан королями и признан собратьями по ремеслу — избран почетным деканом Антверпенской гильдии Св. Луки.

Знаток фламандской живописи, художник и писатель прошлого века Эжен Фромантен писал об этом влиянии учителя на ученика так: "Несмотря на всю значительность его творчества, бессмертные портреты, в которых отразилась душа художника, открытая самым тонким ощущениям, несмотря на своеобразие его стиля, на изысканность, вкус, чувство меры и обаяние, которое он вносил во все, к чему бы ни прикасался, — несмотря на все это уместно было бы задаться вопросом: чем был бы Ван Дейк без Рубенса?"

Действительно, Рубенс совершил революцию в живописи. Можно сказать, что он создал "фламандскую формулу" живописного искусства. И надолго стал образцом для подражания. Антонис Ван Дейк перенял у него многое, но не потерял индивидуальности. Ему прекрасно удавались и камерные портреты, и портреты "большого стиля", когда на полотне разворачивается целое драматическое действие — до него такую задачу не решал никто. В его портретах можно найти больше тонкости, а порой и глубины чувства, чем в портретах Рубенса.

"...Ему чужды громкие рыдания страстных людей. Он никогда не кричит... Он свободен, быстр, но не порывист" — так охарактеризовал манеру Ван Дейка Фромантен.

Интересно было бы увидеть все эти черты в автопортрете Ван Дейка, ведь истинный художник, в каком бы жанре он ни работал, создавая автопортрет, остается один на один со зрителем. Выходит на авансцену, под софиты и произносит монолог — о себе, о своем отношении к миру, к искусству.

Известно совсем немного автопортретов Ван Дейка. Один из них представлен здесь. Художник изобразил себя юношей лет двадцати, хотя, по мнению многих искусствоведов, портрет написан гораздо позже, после возвращения Ван Дейка из Италии, где он, подобно Рубенсу, проходил итальянскую школу живописи.

Почему же Ван Дейк, уже умудренный жизнью, добившийся признания, предпочел остаться на полотне неискушенным юнцом?

Может быть, этот период жизни, далекий и от славы и от разочарований, остался для него самым счастливым? Позже, как гласит молва, он позволил страстям завладеть собой и не избежал за это тяжелой расплаты. По словам Фромантена, "он злоупотреблял всем — обаятельностью, здоровьем, достоинством, талантом и в конце концов был подавлен нуждой, истощен удовольствиями, лишен всего, что имел..."

Рассказы о беспутстве Ван Дейка, наложенные на этот автопортрет, напомнили мне известный литературный сюжет — "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда. Если помните, пружиной этого сюжета стала мечта прекрасного юноши остаться вечно молодым. Художник, написавший его, и не ведал, что все безумства, которые в дальнейшем совершит Дориан, исказят портрет, но не коснутся его облика. Лицо Дориана оставалось пленительно чистым и безмятежным, а портрет старел, становился безобразным, и в конце концов на нем можно было прочесть все тяжкие грехи человека.

Про Ван Дейка злые языки говорили, что он продал душу дьяволу. Ему приписывали многие прегрешения. Рассказывали, что он добивался благосклонности жены Рубенса, ставшего ему вторым отцом. Что он больше всего на свете любил роскошь, был алчным и расточительным, бездумно тратился на женщин, которых потом легко оставлял.
Приводили печальную историю некоей Маргарит Лемон, которая не пережила такого коварства и, подобно возлюбленной Дориана Грея, покончила с собой. Говорили, что в конце жизни, разорившись, он тайком занимался алхимией, чтобы добыть золото, общался с мошенниками...

Но перед нами портрет. Он пережил художника. И Ван Дейк остался на нем пленительным юношей, далеким от зла, недостижимым для темных слухов. В двадцать лет он написал себя или десятью годами позже, неважно. Таким он себя ощущал. И что бы ни рассказывали о Ван Дейке, главным в его жизни было творчество. До последних дней он оставался художником, и огромное количество созданных им прекрасных картин свидетельствуют о неустанном труде, требующем огромных душевных затрат (только за последние 10 лет жизни он написал 350 портретов).

Ван Дейк прожил очень яркую жизнь, которая, несомненно, давала пищу завистникам. Родился он 22 марта 1599 года в богатой и знатной семье, получил прекрасное образование, говорил на четырех языках. Уже в 10 лет стал учиться живописи, сначала у весьма посредственного художника Хендрика Ван Валена, а потом (примерно с 1617 по 1621 год) — у Рубенса. Рубенс быстро оценил талант Ван Дейка и относился к нему скорее как к соавтору, чем как к ученику. Иногда они даже вдвоем подписывали контракт.

В те времена труд художника считался ремеслом. Чтили его высоко, но художественные мастерские обслуживали заказчиков наподобие нынешних ателье по пошиву одежды. Заказы надо было выполнять на должном уровне и в срок. Поэтому ученики, как правило, делали лишь то, что поручал им мастер. По его эскизу один работал над пейзажем, другой — над костюмом, третий — над лицом. В работе постигалось мастерство. В 1618 году достигший высокой степени совершенства Ван Дейк был принят в Антверпенскую гильдию Св. Луки, объединявшую художников. Отныне он — мастер и может работать самостоятельно.

В 1620-21 годах он предпринимает поездку в Лондон, где очень быстро завоевывает признание и становится придворным художником короля Якова I. Англия еще не раз будет влечь его к себе, но пока, едва вернувшись из поездки в эту страну, Ван Дейк отправляется в Италию. Кстати, в опровержение слухов о размолвке между ним и Рубенсом из-за Изабеллы Брандт, можно привести достоверные сведения о том, что учитель сам снаряжал ученика в Италию, наставлял его и выдал перед дорогой большое вознаграждение.
Путешествие оказалось длительным — 6 лет провел Ван Дейк в Италии, где учился у великих мастеров Возрождения: Джорджоне, Тинторетто, Корреджо, Тициана, Веронезе...

Но в Италии Ван Дейк был не только учеником, он много работал над собственными замыслами, и именно там ему удалось решить одну из важных задач искусства того времени — создание портрета "большого стиля". По словам искусствоведа Фиренс-Геверта, переняв у венецианских художников "гармонию угасшего золота, тонкость светотеней, пленительность драгоценных одеяний", "он сохранил в себе фламандца — веселый дух, плодотворную смелость, любовь к серьезному труду".

Он вращался в избранных кругах Италии, жил у кардинала Бентиволио. И как всегда, давал пищу сплетням. Рассказывали, что в Риме он расхаживал по улицам в окружении толпы слуг в вызывающе роскошном наряде — в шляпе с огромным пером, с массивной золотой цепью на шее. Антверпенские художники, жившие в то время в Риме, держались вместе и по вечерам собирались в кафе "Сирена". Ван Дейк не участвовал в их дружеских пирушках, предпочтя им аристократическое общество. Соотечественники не простили ему этого пренебрежения.

Об итальянском периоде жизни Ван Дейка известна одна примечательная легенда, свидетельствующая о его мастерстве и славе. Путешествуя без подорожной, он был задержан на границе Неаполитанского королевства. Иностранцу, разъезжающему без документов, грозило суровое наказание — галеры. Однако, пока решался вопрос, Ван Дейк успел сделать несколько портретов, изумив стражу своим мастерством. О задержанном сообщили неаполитанскому вице-королю, который немедленно призвал художника к себе, принял с почетом, заказал свой портрет и отпустил, снабдив рекомендациями и подорожной.

В Антверпен Ван Дейк возвращается в 1627 году в ореоле славы, приправленной скандальными слухами. Он получает многочисленные заказы на картины для фламандской церкви, увлекается и мифологическими сюжетами. Самые известные из его работ — "Мученичество Св. Петра", "Силен", "Даная", "Рено и Армида", "Венера получает от Вулкана оружие Энея". Они хранятся сейчас в лучших музеях мира — в Лувре, Дрезденской галерее, Венском музее.
В Антверпене Ван Дейк задумывает серию портретов, известных теперь как "Портреты ста", или "Иконография Ван Дейка". Полное название, которое дал этой серии сам Ван Дейк, звучит так: "Портреты знаменитых ученых, художников, граверов, скульпторов, а также любителей живописи, числом сто, сделанные с натуры художником Антонисом Ван Дейком и на его средства вырезанные из меди". Однако собственноручно им выполнено лишь 23 портрета — в основном антверпенских художников.

Ван Дейк был на 22 года моложе Рубенса, и этой разницы оказалось достаточно, чтобы при всей неоспоримой близости этих художников отнести их не только к разным поколениям, но и к разным векам. Рубенс, родившийся в 1577 году, принадлежит к XVI веку, Ван Дейк — к XVII. Как замечает Фромантен, персонажи Ван Дейка "уже не рыцари, это кавалеры. Теперь это придворные и светские люди в расстегнутых камзолах, в пышных сорочках, в небрежно облегающих фигуру панталонах, в атласных башмаках на каблуках... Благодаря необычайному сродству своей натуры с духом своей эпохи Ван Дейк не уступает никому в искусстве писать современников..."

Давайте еще раз взглянем на автопортрет Ван Дейка. Поскольку он поясной, насчет облегающих панталонов и атласных башмаков судить не могу, но камзол и кружевная сорочка действительно расстегнуты, создавая ощущение аристократической небрежности. А главное — во всем сквозит дух непринужденного достоинства. Он улавливается и в легком наклоне головы, и в полуулыбке, и в изяществе одежд, и в спокойно лежащей тонкой руке и, конечно, во взгляде — пленительном без лукавства. Есть еще одна особенность, которая поражает меня в каждом портрете Ван Дейка, — легкое мерцание света. В автопортрете светом тронуты кружева воротника и манжета, озарено лицо.

Но продолжим цитату из Фромантена: "Ван Дейк породил целую иностранную школу — английскую. Рейнолдс, Лоренс, Гейнсборо непосредственно исходят от Ван Дейка и косвенно через него от Рубенса. Никому не удалось точно определить его место среди великих людей. И при жизни, и после смерти он как бы сохранил привилегию с достоинством стоять возле трона".

Слава Ван Дейка как портретиста "большого стиля" окончательно сложилась в Англии, где он провел последние шесть лет своей жизни. Здесь, обласканный королем Карлом I, который пожаловал ему рыцарское звание и не раз посещал его мастерскую, он пишет многочисленные портреты английской знати: самого Карла I, королевы Генриэтты-Марии, графа Денби, архиепископа кентерберийского Уильяма Лода.

По словам Фиренс-Геверта, для Ван Дейка характерны "утонченность, не переходящая в жеманство; изящество, не сводящееся к шалости; нежность, не обращающаяся в расплывчатость. Ван Дейк заставляет нас верить в необходимость очаровывать зрителя и привлекать его скорее грацией, чем величием".

Этими достоинствами обладают и автопортрет Ван Дейка, и знаменитый портрет Карла I. Английский король настолько высоко ценил Ван Дейка, что лично участвовал в устройстве его брака с богатой и знатной придворной дамой Мэри Расвен. К этому времени художник не только промотал все свое состояние, но и был уже тяжело болен. По преданию, Карл I пообещал своему личному врачу 300 ливров за спасение Ван Дейка. Но ни искусное лечение, ни преданность молодой жены, ни вновь обретенное материальное благополучие не смогли вернуть здоровье художнику — он умер в Лондоне 42-летним через неделю после рождения дочери.
Вернуться к началу
Спасибо Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов КОМПАС ЗДОРОВЬЯ -> Душа Свободной Мысли Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subGreen style by ktauber
Русская поддержка phpBB

  Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ