kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Проблемы медико-психологической реабилитации больных с врожденными болезнями и членов их семей

Как уже отмечалось, за последние десятилетия увеличилась частота рождения детей с врожденными физическими аномалиями и дефектами интеллекта (6-8 % среди новорожденных). Врожденные пороки развития обусловливают до 25 % детской смертности, высокую заболеваемость и глубокую инвалидность. Как отмечает Н. П. Бочков (1988), у таких больных резко снижаются социальная адаптация и продолжительность жизни как следствие их физического и интеллектуального отставания той или иной степени. Это свидетельствует о медико-социальной значимости проблемы реабилитации не только таких больных, но и членов их семей и ставит перед научными учреждениями и органами здравоохранения задачи разработки форм и методов такой работы.

Семья как источник наследственного предрасположения и как первичная социальная группа, в которой происходит формирование личности больного и складывается его отношение к действительности, имеет непосредственное отношение к возникающим у него болезням, их течению и исходу. Существование сложных и многосторонних связей между наследственно-конституциональными, социально-культурными и психологическими факторами семейной среды по их отношению к заболеванию пробанда обусловливает необходимость включения на определенном этапе в программу лечебно-восстановительных (реабилитационных) мероприятий реабилитации семьи в целом. Иначе говоря, реабилитация семей больных с врожденной патологией является одним из важнейших путей применения системного подхода к современным проблемам медицинской науки и практического здравоохранения.

В основу разработанной нами концепции реабилитации, представляющей развитие идей М. М. Кабанова (1979) о ее теоретических и методологических основах, положены следующие главные принципы.

  1. Принцип тотальности, под которым понимается объединение усилий различных специалистов, пробанда, членов его семьи и использование ими комплекса методов воздействия, направленных на само заболевание (лечение), на возможность социальной адаптации пробанда (воспитание и обучение) и социальную реадаптацию семьи (т. е. восстановление нарушенной рождением больного ребенка социальной интеграции родителей), на социальную интеграцию пробанда и его семьи (психолого-социальная реабилитация, включающая образование, трудоустройство, создание новой семьи).

  2. Принцип партнерства, т. е. включение самого больного и членов его семьи в лечебно-восстановительный процесс, привлечение их к участию в восстановлении тех или иных функций и социальных связей. Стержневым содержанием является апелляция к личности больного и каждого члена его семьи непосредственно или опосредованно через личности родителей.

  3. Принцип преемственности и иерархичности, в основу которого положена ступенчатость, дифференцирован-ность медицинских, педагогических и психолого-социальных мероприятий, направленных на коррекцию врожденных психофизических аномалий, начиная с наиболее тяжелых по степени выраженности и совместимости с жизнью.

На основе этих принципов мы разработали этапы реабилитации больных с врожденными пороками развития и членов их семей. Естественно, что эти этапы непосредственно связаны с медико-генетической помощью конкретным семьям, поскольку именно она позволяет обеспечить дальнейшую детородную функцию членов семей, отягощенных наследственной патологией (что само по себе является важнейшим медико-социальным реабилитационным мероприятием).

Первый, условно "детский", период имеет целью раннюю и возможно более полную коррекцию психических и соматических нарушений и включает медицинскую (хирургическую и терапевтическую), педагогическую и психологическую помощь больному и членам его семьи. Медицинская помощь обязательно включает медико-генетическое обследование и консультирование семьи, психологическая - психодиагностику и психокоррекцию (психотерапевтическая и психологическая коррекции поведения пробанда и его родителей, консультирование членов семьи, включающее оценку семейной ситуации). Психологическая помощь необходима как при медико-генетическом консультировании семьи (учет индивидуальнопсихологических особенностей родителей, мотивов планирования семьи), так и при оценке эффективности лечебных и педагогических мероприятий, при устранении стрессовых ситуаций, выработке реальных установок, оптимизации семейных отношений путем обучения родителей психологическим приемам контакта с больным ребенком с целью его воспитания и обучения, выработки внутрисемейных позиций и ролей.

Второй, условно "подростковый", этап реабилитации характеризуется завершением в той или иной степени коррекции фенотипа пробанда и обращением к оптимизации социальной адаптации больного и его родственников. Медицинская помощь должна иметь в основном поддерживающий характер, психолого-педагогические воздействия направлены на максимальное приспособление всей семьи к условиям существования с учетом психологических оценок пробанда и его родственников, возможной профориентации. Сочетание всех доступных медицинских, педагогических и психологических мероприятий создает оптимальные условия социальной адаптации в условиях специальных учреждений и (или) семьи.

Наконец, третий, условно "взрослый", этап связан с завершением процесса образования (реально доступного) и вступлением больного в самостоятельную (в той или иной степени) жизнь. Цель этого этапа - максимальная социальная интеграция больного. Диспансерное наблюдение, т. е. лечебные и профилактические медицинские мероприятия по отношению к пробанду и его родственникам, необходимо сочетать с педагогическими (учебно-воспитательными), психологическими и социальными, направленными на овладение профессиональными навыками, успешную трудовую деятельность и создание семьи, т. е. наиболее полное восстановление в медицинском и социальном отношениях.

Понимая специфику и связь всех реабилитационных воздействий с характером и степенью выраженности врожденных аномалий, условно разделим наиболее распространенные врожденные пороки развития, нуждающиеся в реабилитации, на три основные группы, для которых рассмотрим особенности дефекта и методы медико-психологической коррекции.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Наиболее многочисленную группу среди всех больных детей, нуждающихся в специальных методах воспитания и обучения, составляют дети с умственной отсталостью.

Олигофрения - резидуальное, т. е. остаточное, состояние, характеризующееся стабильным дефектом познавательной деятельности, который возникает анте-, пери- и постнатально до 2-3 лет. Этот дефект сочетается, как правило, с отчетливым недоразвитием и других сторон психики: эмоционально-волевой сферы, речи, моторики, всей личности ребенка. Распространенность умственной отсталости в разных странах достигает 1 - 3 %. В нашей стране ее частота в среднем составляет 1 %. Считается, что до 75 % всех случаев умственной отсталости обусловлено генетическими и примерно 25 % - экзогенными факторами.

Наследственные формы олигофрении делят на "хромосомные", обусловленные изменением числа или структуры хромосом (при этом родители и сибсы пробанда являются, как правило, здоровыми и клинически, и "биологически"; "моногенные", возникающие в связи с изменениями в одном гене (при этом и родители, и сибсы пробанда часто больны или являются носителями патологического задатка); "мультифакториальные", требующие для своего проявления сочетания генетических факторов и соответствующих условий внешней среды (сопровождаются поражением разной степени выраженности многих близких родственников пробанда).

Независимо от этиологии больных с умственной отсталостью делят обычно на две группы: лица с относительно неглубоким интеллектуальным недоразвитием, не препятствующим школьному обучению по специальной программе и привитию доступных профессиональных навыков (дебильность); лица с глубокой умственной отсталостью (имбецильность и идиотия), при которой невозможны ни школьное обучение, ни профессиональная ориентация. Подлежащие школьному обучению дети с умственной отсталостью составляют дефектологические контингенты, с глубокой умственной отсталостью помещаются в воспитательные учреждения Министерства социального обеспечения. Согласно данным некоторых исследований, относительно легкие формы умственной отсталости составляют 75-80 %, глубокие - 20- 25% всех случаев.

Медико-социальная реабилитация членов семей детей с умственной отсталостью включает максимальную коррекцию дефекта у пробанда путем адекватного лечения, обучения и воспитания, а также медико-психологическую коррекцию его родственников (медико-генетическое консультирование, психотерапевтические и социальные мероприятия).

Основные врожденные формы умственной отсталости следующие: достаточно хорошо известная клиницистам болезнь Дауна (частота 1:500-1:700), Х-сцепленная олигофрения, или синдром ломкой хромосомы X, выявляется примерно у 8-10 % мальчиков с умственной отсталостью (признаки: специфическое удлиненное лицо, макроорхизм после достижения половой зрелости, как правило, глубокая интеллектуальная недостаточность с грубым поражением речи). Больные с указанными хромосомными формами олигофрении, как правило, необучаемы. Из "моногенных" форм умственной отсталости около 10 % всех случаев обусловлены наследственными болезнями обмена. Наиболее распространены фенилкетонурия и гипотериоз, частота которых достигает 1:7000.

Выраженная микроцефалия встречается примерно у 2,5 % всех детей с умственной отсталостью. Около 10 % всех случаев составляет так называемая истинная микроцефалия, наследующаяся по аутосомно-рецессивному и рецессивному сцепленному с полом типу. Рецессивная микроцефалия встречается у 1 из 50000 новорожденных. Гидроцефалия, обусловленная стенозом (сужением) сильвиевого водопровода, составляет около 33 % всех врожденных гидроцефалий и также наследуется по рецессивному сцепленному с полом типу. Интеллектуальный дефект при этих формах варьирует от легкой дебильности до идиотии.

Мультифакториальные формы, или так называемые полигенные олигофрении, составляют, по мнению разных авторов, от 50 до 75 % всех случаев олигофрении. Полигенные олигофрении характеризуются вариабельностью интеллектуальных дефектов - от легкого (дебильность) до глубокого (имбецильность или идиотия) и "накоплением" интеллектуальной недостаточности различной степени выраженности среди родственников пробандов.

ДЕФЕКТЫ ЗРЕНИЯ И СЛУХА

Этиология дефектов зрения и слуха может быть связана как с экзогенными, так и эндогенными факторами. Ведущая роль придается генетическим факторам: 50- 75 % случаев глухоты и слепоты считаются наследственно обусловленными. Основными клиническими формами детской слепоты в настоящее время являются атрофия зрительного нерва, тапеторетинальные дегенерации, поражения хрусталика, врожденный микрофтальм и глаукома.

Генетическое происхождение имеют 43 % всех случаев врожденной злокачественной близорукости у людей, при этом нередко наблюдаются дегенерация и отслойка сетчатки. При наследственных болезнях соединительной ткани с метаболическим или неметаболическим патогенезом у большинства больных имеется подвывих хрусталика. Почти при всех типах мукополисахаридозов отмечается помутнение роговицы. При наследственных болезнях обмена веществ (галактоземии, алкаптонурии, альбинизме и др.) также могут наблюдаться ранние катаракты или другие формы глазной патологии.

Нейросенсорные тугоухость и глухота генетически гетерогенны и могут проявляться не сразу после рождения. Синдром Ваарденбурга наряду с глухотой включает аномалии пигментации и строения глазных щелей.

Сложный дефект зрения и слуха - слепоглухота. Частота слепоглухих среди глухих составляет, по данным некоторых авторов, примерно 1,2 %. В этиологии слепо-глухоты определенное место принадлежит наследственным синдромам (Ушера, пигментная дегенерация сетчатки и нейросенсорная тугоухость).

Сложный дефект зрения и интеллекта включает слепоту или слабовидение и умственную отсталость. Слепота имеется у 5 %, а слабовидение - у 7 % всех детей с умственной отсталостью. В 70-80 % случаев сложный дефект зрения и интеллекта обусловлен генетическими факторами.

  1. Хромосомными: болезнь Дауна, характеризующаяся выраженной умственной отсталостью и врожденной катарактой у 19-39% детей.
  2. Генными:
    • нейрофиброматоз Реклингхаузена, при котором у большинства больных имеется патология органа зрения (атрофия зрительных нервов, помутнение роговицы, отслойка сетчатки, врожденная глаукома) и у 10-30% больных - умственная отсталость (частота болезни - 1-2 на 3000 рождений);
    • гомоцистинурия (у 2,1 % детей со сложным дефектом зрения и интеллекта), эктопия хрусталика, глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия, катаракта. Почти у всех больных имеется также поражение центральной нервной системы (умственная отсталость, нарушение поведения, психозы, судорожные припадки или двигательные расстройства);
    • галактоземия (ранние катаракты и умственная отсталость).

Огромное значение для возникновения вторичных нарушений развития имеет степень выраженности сенсорного дефекта.

При небольшом дефекте слуха - тугоухости - существует возможность самостоятельного овладения речью. Полное же "выпадение" слуха при отсутствии специального обучения приводит, как правило, к немоте. При слабовидении зрительное восприятие ограничено (замедленность, нечеткость и узость обзора, недостаточная четкость и яркость, нередко искаженность предметов), однако сохраняются потенциальные возможности нервно-психического развития. Для полной слепоты характерны сложные вторичные нарушения психических процессов и эмоциональной сферы.

У глухих детей из-за речевых нарушений, а у слепых из-за отсутствия зрительного контакта задерживается развитие навыков общения, обеспечивающих совместную деятельность с предметами. При обоих видах сенсорного дефекта нарушается формирование предметных представлений. Нарушение развития эмоциональной сферы у слепого ребенка связано с ограничением либо невозможностью восприятия взгляда, жеста, мимики, у глухих детей - с отсутствием воздействия речи взрослого человека, ее эмоционального тона. Очевидно, что оба вида нарушений требуют соответствующей коррекции.

Сравнение разных видов аномалий развития при патологии сенсорной сферы как друг с другом, так и с нормой позволило сформулировать ряд общих закономерностей. Во-первых, это недоразвитие способностей к приему, переработке и хранению информации. Естественно, что в наибольшей степени нарушается усвоение той информации, которая адресована пораженному анализатору. Однако имеются затруднения и в объеме информации, адресованной к сохранному анализатору. Во-первых, это недостаточность словесного опосредования. Вследствие этого наблюдается тенденция к определенному замедлению темпа развития мышления - процессов обобщения и отвлечения.

Наряду с вторичными отрицательными симптомами имеются и симптомы компенсаторные, возникающие в результате приспособления больного ребенка к требованиям среды. В зависимости от характера сенсорного дефекта возникают различного рода функциональные перестройки, в основе которых лежат мобилизация резервных возможностей центральной нервной системы и высокая пластичность в формировании высших корковых функций, совершенствующиеся в процессе специального обучения.

Общим для недостаточности сенсорной сферы, а часто и других аномалий является определенная специфика аномального развития личности, наблюдаемого в неблагоприятных условиях воспитания и при неадекватной педагогической коррекции. Причинами патологического формирования личности дефицитарного типа (с дефектами сенсорной и моторной сферы, а также инвалидизирующими соматическими заболеваниями) считаются как реакция личности на хроническую психотравмирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной, моторной либо соматической депривации.

Клинико-психологическая структура развития личности у детей с дефектами зрения и слуха включает ряд общих признаков. К ним относятся пониженный фон настроения, астенические черты (нередко с явлениями ипохондричности), тенденции к аутизации (следствие как объективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом, так и гиперкомпенсаторного ухода во внутренний мир, нередко в мир фантазий). Стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истериформных свойств личности нередко усугубляются неправильным воспитанием ребенка - гиперопекой, инфантилизирующей его личность и еще больше тормозящей формирование социальных установок.

Среди коррекционных мероприятий большое место принадлежит стимуляции развития остаточного слуха и зрения. Принцип коррекции - опора на сохранные функции, наиболее отстающие от дефектов. Так, при поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы. Зрительный анализатор используется для чтения с губ. Для выработки представлений у слепых компенсация идет по пути сочетания слухового восприятия с контактным тактильным осязанием, опирающимся на вибрационную, кожную, температурную чувствительность. При нарушениях зрения возможно действие на дефект "сверху вниз", т. е. путь интеллектуализации и вербализации сенсорного опыта. Процесс речевого общения со взрослыми позволяет слепому ребенку быстрее овладеть предметным опытом.

Применяя положение о необходимости наибольшей опоры на те сохранные звенья функции, которые находятся в сенситивном периоде, в ранней коррекции слепых детей на первом этапе компенсации опираются на двигательно-кинестетический анализатор, на втором - на речь, интенсивно развивающуюся в этот период.

АНОМАЛИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Наиболее изучена структура двигательных расстройств при детском церебральном параличе, частота которого достигает 6 на 1000 новорожденных, а этиология гетерогенна. В клинической структуре детского церебрального паралича центральное место занимают двигательные нарушения (параличи и парезы, нарушения мышечного тонуса) в сочетании с поражением интеллекта и многих других нервно-психических функций (речи - дизартрии, задержка развития, моторная алалия), недостаточность пространственного гнозиса, связанная как с поражением теменных отделов мозга, так и с нарушением зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами (недостаточность фиксации взора, конвергенции и др.). Эти расстройства проявляются и в динамике психического развития детей с центральными параличами. Нарушается формирование ориентировочной реакции, недоразвиты предметные действия, навыки счета, письма и чтения.

В нарушении работоспособности большое значение имеют церебрастенические расстройства. Однако нарушение внимания, трудности сосредоточения на задании могут быть обусловлены и недостаточностью фиксации взора, затруднением в прослеживании за движущимся предметом.

Тяжелые двигательные расстройства, нарушение некоторых высших корковых функций, сопутствующие им явления психической истощаемости являются причиной задержки интеллектуального развития у многих детей с церебральными параличами. Эта задержка развития преодолевается специальной системой воспитания и обучения в соответствующих учреждениях.

В эмоциональной сфере детей с центральными параличами отмечается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, закрытых дверей, темноты, новой обстановки и др.), повышенной пугливости неожиданных раздражителей, а также задержка эмоционального развития в целом, которая сочетается с задержкой интеллектуального развития. Важное место в формировании у таких детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному в основном с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации при воспитании в лечебных учреждениях и гиперопеки при воспитании дома. Ведущим мотивом деятельности этих детей является мотив подчинения взрослому, который оказывает отрицательное тормозящее влияние на формирование активных личностных установок. Поэтому дальнейший прогноз развития личности ребенка с церебральным параличом очень зависит от того, насколько зафиксировался данный мотив в качестве ведущего.

Определенным защитным механизмом, "амортизирующим" чувство собственной неполноценности, является, по-видимому, сочетание завышенной самооценки в отношении здоровья с низким уровнем притязаний. Пассивно защитная позиция, недостаточность опыта общения приводят к недоразвитию у этих детей этических представлений. Экспериментально выявлен более выраженный дефицит положительного сотрудничества со взрослым. Больной ребенок лучше знает, что не надо делать, и хуже, что надо.

У интеллектуально более полноценных детей патологическое формирование личности может быть связано с хроническим переживанием своей неполноценности. У таких детей наблюдаются вторичные явления аутиза-ции, уход от реальной жизни во внутренний мир фантазий и грез. В подростковом возрасте в структуре такого патологического развития личности нередко проявляются истерические черты, тревожно-мнительные со склонностью к навязчивым образованиям, ипохондричности. Под влиянием дополнительных провоцирующих факторов могут возникнуть и депрессивные состояния, иногда с суицидальными мыслями.

Система коррекционного воспитания и обучения, формирующая у больного ребенка чувство своей нужности, полезности, препятствует возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности.

* * *

Появление в семье ребенка с врожденным пороком развития ставит перед родителями много сложных и чаще всего самостоятельно непреодолимых проблем.

Впервые узнав о диагнозе своего ребенка и осознав всю тяжесть болезни, родители испытывают болезненный шок и отчаяние. Затем приходит чувство вины, позднее трансформирующееся иногда в соответствующий комплекс. Больной ребенок обостряет все внутренние конфликты в семье, а необходимость длительного ухода за ним приводит к профессиональной деквалификации матери. Значительно усложняют ситуацию родственники и знакомые, которые фиксацией на дефекте ребенка усугубляют беспокойство родителей.

Изоляция ребенка, черзмерная его опека, снижение требований к нему, закрепление за ним положения "тяжелобольного", жалость отнюдь не способствует его социальной адаптации и приводят к появлению вторичных нарушений, в частности патологическому формированию личности. В семье это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.

Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у специалистов помогают установить оптимальный климат в семье и преодолеть тяжелые эмоциональные переживания и конфликты у родителей.

Генетика для врачей

СОДЕРЖАНИЕ

Из предисловия к первому изданию
Предисловие ко второму изданию

Общие вопросы медицинской генетики
Предмет и проблематика
Наследственная патология
Роль наследственных и средовых факторов в патогенезе болезней
Общие закономерности патогенеза наследственных болезней

Закономерности наследования признаков человека и методы их изучения
Генеалогический метод
Методика составления, родословной
Порядок сбора генеалогической информации. Особенности сбора анамнестических данных
Графическое изображение родословной
Анализ родословной
    Аутосомно-доминантный тип наследования
    Аутосомно-рецессивный тип наследования
    Х-сцепленный тип наследования
    Мультифакториальное наследование
    Генеалогический анализ при мультифакториальных болезнях
Группа риска при хромосомной патологии
Группа риска при моногенных болезнях
Группа риска при мультифакториальных болезнях
Близнецовый метод
Популяционный метод
Хромосомы и хромосомные болезни
Болезнь Дауна
Синдром Патау (трисомия 13)
Синдром "кошачьего крика"
Аномалии половых хромосом
Синдром Шерешевского - Тернера (Х0)
Синдром трипло-Х (XXX)
Синдром Клайнфелтера (XXY)
Синдром XYY
Молекулярные основы наследственной патологии
Ферментопатии
Лечение наследственных болезней
Заместительная терапия
Витаминотерапия
Индукция и ингибиция метаболизма
Хирургическое лечение
Диетотерапия
Эффективность лечения мультифакториальных болезней в зависимости от степени наследственного отягощения у больных
Разрабатываемые методы лечения
Профилактика врожденной патологии у женщин из групп повышенного риска
Клиническая фармакогенетика
Наследственные дефекты ферментных систем, выявляемые при применении лекарств
Атипичные реакции на лекарства при наследственных болезнях обмена веществ
Наследственная обусловленность кинетики и метаболизма лекарств
Генетические основы тестирования индивидуальной чувствительности к лекарствам
Медико-генетическое консультирование
Задачи и показания для проведения консультации
Принципы консультирования
Этапы консультирования
Пренатальная диагностика врожденных пороков развития и наследственных болезней
Проблемы медико-психологической реабилитации больных с врожденными болезнями и членов их семей
Умственная отсталость
Дефекты зрения и слуха
Аномалии опорно-двигательного аппарата
Приложения
Блок информации N 1 - ишемическая болезнь сердца
Блок информации N 2 - сахарный диабет
Блок информации N 3 - язвенная болезнь
Блок информации N 4 - врожденные пороки развития на примере расщелины губы и/или неба
Литература [показать]



 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----