kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Примерные билеты и ответы по биологии для подготовки к устной аттестации школьников

Страница 1 2 3 всего страниц: 3


Билет N 11
  1. Взаимосвязь дыхания и кровообращения. Первая доврачебная помощь при нарушении деятельности органов дыхания и кровообращения.
  2. Среда обитания организмов, ее компоненты, приспособленность к ней растений и животных (на одном-двух примерах).
  3. Рассмотреть готовый микропрепарат простейшего и назвать его.

    1. Взаимосвязь органов дыхания и кровообращения. Участие органов дыхания в обеспечении тканей кислородом и удалении из них углекислого газа. Необходимость кислорода организму для окисления органических веществ в клетках, в результате этого - освобождение энергии, используемой для жизнедеятельности. Зависимость интенсивности обмена веществ от количества кислорода, доставляемого кровью к клеткам тела. Обогащение крови кислородом в легких. Зависимость количества кислорода, поступающего из легких в кровь, от объема воздуха, поступающего в легкие в единицу времени, от скорости движения крови в капиллярах, от содержания гемоглобина в ней. Поступление в капилляры малого круга кровообращения крови, бедной кислородом и насыщенной углекислым газом. Обогащение крови кислородом, поступающим в капилляры путем диффузии, и отдача из крови углекислого газа в воздух легких вследствие разницы концентраций этих газов в крови и воздухе легких. Поступление кислорода из плазмы крови в эритроциты и образование непрочного соединения его с гемоглобином - оксигемоглобина. Благодаря этому уменьшение содержания кислорода в плазме крови и поступление в капилляры путем диффузии новых порций кислорода.

      Одновременно с этим освобождение гемоглобина от углекислого газа, повышение его концентрации в плазме крови и выделение его путем диффузии из крови в воздух легких. Поступление артериальной крови из легких в сердце, а из него в результате сокращения сердечной мышцы по сосудам в ткани, где артериальная кровь отдает кислород и воспринимает углекислый газ - становится венозной. Поступление ее по сосудам в сердце, а затем в легкие.

    2. Последствия нарушения деятельности органов дыхания и кровообращения. Первая помощь при их возникновении. Остановка дыхания или прекращение кровообращения вследствие заболевания или травмы. Необходимость своевременной первой помощи при обнаружении подобных признаков у человека. Освобождение пострадавшего от предметов, сдавливающих горло или грудную клетку. Срочное удаление посторонних предметов при их попадании в полость рта или носоглотку. Удаление воды из дыхательных путей: положить пострадавшего вниз лицом на колено спасателя так, чтобы голова касалась земли, и ритмично надавливать на спину пострадавшего. Если человек потерял сознание - сделать искусственное дыхание (вдувание ему воздуха в рот, в нос примерно 16 раз в минуту). После каждого искусственного вдоха грудная клетка должна опускаться. Сочетание при остановке сердца искусственного дыхания с непрямым массажем сердца: после каждого вдувания воздуха в легкие проводят 4-5 быстрых толчкообразных надавливаний на нижнюю треть грудины в направлении, перпендикулярном позвоночнику.

    1. Среда обитания. Факторы среды. Среда обитания - все условия живой и неживой природы, образующие систему, в которой существует организм и которая прямо или косвенно влияет на него. Обитание каждого организма в определенной среде: в наземно-воздушной, водной или в почве, в других организмах. Элементы среды: факторы неживой природы, или абиотические, и живой природы, или биотические, а также антропогенные. Примеры абиотических факторов: температура среды, ее влажность, освещенность, химический состав воздуха, воды, почвы. Примеры биотических факторов: животные, растения, грибы, бактерии, обитающие совместно. Деятельность человека - фактор среды, оказывающий наиболее сильное воздействие как на сами организмы, так и на среду их обитания.

    2. Взаимосвязь организма и среды его обитания. Поглощение организмами из среды различных веществ: кислорода, углекислого газа, воды, органических и минеральных веществ. Выделение в окружающую среду организмами продуктов обмена. Отрицательное влияние недостатка какого-либо фактора среды (кислорода, воды, света, органических веществ для животных) на жизнедеятельность организмов.

    3. Приспособленность организмов. Формирование в процессе эволюции у организмов приспособлений к различным факторам среды обитания, например к недостатку влаги, тепла, кислорода. Примеры приспособлений: покровительственная окраска и форма тела насекомых, пресмыкающихся, птиц и других животных, благодаря которым они незаметны на окружающем их фоне; восковой налет на листьях некоторых растений, их опушенность, превращение в колючки - защита от чрезмерного испарения воды. Различные отношения между организмами: конкуренция, симбиоз, хищник-жертва, паразит-хозяин. Примеры: симбиоз ряда шляпочных грибов и деревьев, клубеньковых бактерий и бобовых растений, что приносит пользу обоим организмам. Взаимоотношения типа конкуренции, хищник-жертва, паразит-хозяин способствуют регуляции численности видов и не ведут к гибели всех жертв.

  1. Рассмотреть у животного, которое находится в поле зрения микроскопа, форму тела и органоиды передвижения. Если простейшее имеет вид прозрачного бесформенного комочка с большим числом ложноножек, то это обыкновенная амеба. Если животное внешне похоже на туфельку, а тело его покрыто ресничками, то это инфузория-туфелька. У зеленой эвглены постоянная форма тела, органоид передвижения - жгутик, она зеленого цвета, так как в ее цитоплазме расположены хлоропласты.


Билет N 12
  1. Выделение из организма продуктов обмена веществ. Роль почек и кожи в этом процессе.
  2. Природное сообщество, основные звенья цепи питания.
  3. Найти пробирку с семенами, которые надо сеять на глубину 1-2 см, пояснить свой выбор.

    1. Образование продуктов обмена. Органы, участвующие в их удалении из организма. Образование в клетках тела при окислении органических веществ продуктов обмена: углекислого газа, воды, мочевины и других веществ, подлежащих удалению из организма. Возможные последствия их накопления в организме - его отравление, гибель. Перенос из клеток продуктов распада кровью к легким, коже и органам выделения; удаление углекислого газа и части воды через легкие, остальных продуктов обмена через кожу и органы выделения.

    2. Роль кожи в выделении продуктов обмена веществ из организма. Расположение в коже потовых желез, которые выделяют из организма пот, состоящий из воды (98%), мочевины (0,5%), солей (1,5%). Содержание в поте хлористого натрия - причина его солености.

    3. Роль органов мочевыделителъной системы в удалении продуктов обмена веществ из организма. Органы выделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Обильное снабжение почек кровью, которая содержит в растворенном виде продукты обмена веществ, биологически активные вещества, поступившие в организм лекарства и др. Многократное ветвление в почках кровеносных сосудов, удаление из крови излишков воды и ненужных организму веществ; образование из них мочи.

    1. Природное сообщество. Совместное обитание в природе организмов из всех царств. Образование сообщества - совокупности организмов разных видов, обитающих длительное время на определенной территории, приспособленных к совместной жизни и к факторам неживой природы.

    2. Виды сообществ: естественные, или природные (лес, луг, болото, водоем и др.), и искусственные (поле, сад и др.).

    3. Основные пищевые (трофические) группы организмов - компонентны природного сообщества. Обитатели природного сообщества: группа организмов, которые производят на свету из неорганических веществ органические (автотрофы - растения), - организмы-производители; группа организмов, которые потребляют готовые органические вещества (гетеротрофы - в основном животные, грибы), - организмы-потребители; группа организмов, которые разрушают органические вещества и перерабатывают их в неорганические (гетеротрофы - бактерии, грибы, некоторые животные), - организмы-разрушители. В пищевых взаимосвязях эти группы организмов выполняют роль звеньев пищевой цепи.

    4. Пищевые связи в сообществе. Тесная взаимосвязь всех звеньев в сообществе - условие его существования. Пищевые связи между организмами в сообществе, при которых организмы одних видов служат пищей для других. Например, растения служат пищей для растительноядных животных, а они - пища для хищников. Формирование в каждом сообществе на основе пищевых связей цепей питания, например: растения - полевка - лисица. Здесь указаны составляющие цепь питания организмы и стрелками обозначен переход вещества и энергии в этой цепи. Начальное звено цепи питания, как правило, растения (автотрофы, создающие органические вещества в процессе фотосинтеза). Использование запасенной растениями солнечной энергии (в органических веществах) гетеротрофами и всеми остальными звеньями цепи питания.

  1. Если сеять семена на глубину 1-2см, то надо выбрать пробирку с мелкими семенами (мака, петрушки, моркови), так как они содержат небольшой запас питательных веществ. Если такие семена посеять глубоко, то развившиеся из них растения не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ. На глубину 6-7 см надо сеять более крупные семена (кукурузы, бобов, гороха), так как в них содержится много питательных веществ, необходимых для появления проростков на поверхности почвы.


Билет N 13
  1. Кожа и ее роль в организме. Роль закаливания в укреплении здоровья человека.
  2. Эволюция органического мира, ее причины и результаты.
  3. Среди гербарных экземпляров отобрать растения со стержневой корневой системой и назвать ее основные признаки.

    1. Строение кожи. Строение и функции эпидермиса. Кожа - наружный покров нашего тела, состоящий из трех слоев: эпидермиса, собственно кожи и подкожной жировой клетчатки. Эпидермис - многослойный эпителий, его наружный слой состоит из плотно прилегающих друг к другу мертвых клеток, не пропускает внутрь организма из внешней среды жидкость и газы и выполняет защитную функцию. Расположение под слоем мертвых клеток в эпидермисе живых клеток, содержащих пигменты, которые придают коже цвет и защищают организм от проникновения избытка ультрафиолетовых лучей.

    2. Строение и функции собственно кожи. Образование собственно кожи из волокнистой соединительной ткани, в которой расположены рецепторы, сальные и потовые железы, кровеносные и лимфатические сосуды, волосяные луковицы. Восприятие рецепторами раздражений из окружающей среды: холода, тепла, боли и др. Выделение сальными железами жира, который смазывает кожу и не пропускает внутрь воду, потовыми железами - пота, с которым из организма удаляются соли и другие продукты обмена. Охлаждение организма при испарении пота с поверхности кожи. Влияние сосудов на температуру кожи: при их расширении к коже поступает больше крови и температура кожи повышается; при сужении сосудов к коже поступает меньше крови и тепло сохраняется в организме.

      Образование волосяных луковиц живыми клетками, к которым подходят кровеносные сосуды, нервные окончания, косо расположенные мышцы, при сокращении которых изменяется угол наклона волос.

    3. Функции подкожной жировой клетчатки - предохранение организма от охлаждения, смягчение ушибов, место отложения питательных веществ.

    4. Закаливание организма. Закаливание - комплекс приемов, которые систематически используются для выработки устойчивости организма к воздействию температуры окружающей среды. Многократное действие на организм факторов окружающей среды, их влияние на перестройку обмена веществ, многих физиологических процессов. Более быстрое сужение и расширение сосудов кожи у закаленных людей - в результате у них повышается выносливость, уменьшается подверженность простуде.

    1. Причины эволюции. Существование на Земле огромного разнообразия видов (около 0,5 млн видов растений и около 2 млн видов животных). Формирование многообразия органического мира в процессе его исторического развития - эволюции. Воздействие естественных факторов на эволюцию органического мира впервые изучено английским ученым Ч. Дарвином. Его теория эволюции, доказывающая, что все организмы обладают свойствами изменчивости и наследственности. Изменчивость - свойство, благодаря которому у организмов появляются разнообразные новые признаки. Наследственность - передача признаков по наследству, появление их у потомства. Гибель под воздействием различных факторов живой и неживой природы значительной части особей, доживание до взрослого состояния и оставление потомства лишь небольшой частью наиболее приспособленных особей.

      Естественный отбор - процесс выживания особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям среды. Возникновение постепенно, через множество поколений, из одного вида новых видов, более приспособленных к жизни в измененных условиях.

    2. Результаты эволюции. Образование новых видов (например, растений, животных, грибов, бактерий), формирование у организмов черт приспособленности к среде обитания.

  1. Отобрать экземпляры, у которых резко выделяется главный корень, заметить, что это - один из признаков двудольных растений.


Билет N 14
  1. Температура тела человека, причины ее постоянства и способы регуляции. Значение повышения температуры тела при заболеваниях для организма.
  2. Питание, его значение в жизни организма. Особенности питания растений.
  3. Среди гербарных экземпляров отобрать растения с мочковатой корневой системой и назвать ее признаки.

    1. Постоянство температуры тела человека. Нормальная температура тела человека 36,5-36,9°С, обычно днем она выше, чем ночью. Температура выше 43°С и ниже 25°С смертельна.

    2. Способы регуляции температуры организма. Защита организма от перегревания и переохлаждения: изменение уровня обмена веществ при изменении температуры окружающей среды, его понижение при высокой температуре и повышение при низкой. Увеличение количества освобождаемой энергии во время физической работы, удаление ее избытка из организма благодаря способности сосудов кожи рефлекторно расширяться, за счет чего увеличивается поступление крови к коже и отдача тепла в окружающую среду. Увеличение отдачи тепла в процессе испарения пота с поверхности кожи. Нервные и гуморальные механизмы регуляции температуры тела и поддержания ее на постоянном уровне.

    1. Способы питания. Питание - процесс поглощения веществ из окружающей среды, их преобразование в организме и создание из них усваиваемых организмом веществ, специфических для каждого конкретного организма. Автотрофный и гетеротрофный способы питания. Создание органических веществ из неорганических при автотрофном способе питания. Использование готовых органических веществ при гетеротрофном способе питания. Автотрофный способ характерен для растений и некоторых видов бактерий, а гетеротрофный - для всех других организмов.

  1. Отобрать экземпляры, у которых много корней примерно одинаковой длины, а главный корень не выделяется. Значительная часть корней отрастает от стебля, это придаточные корни. Заметить, что растения с мочковатой корневой системой относятся к классу однодольных.


Билет N 15
  1. Витамины, их роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в продуктах питания.
  2. Характеристика царства животных. Роль животных в биосфере.
  3. На ветках сосны найти мужские и женские шишки, выявить их роль в жизни растений.

    1. Витамины, их роль в организме человека. Необходимость для нормальной жизнедеятельности организма человека, кроме белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей, витаминов - биологически активных органических веществ, участвующих в биохимических и физиологических процессах как важнейших регуляторах жизнедеятельности; при отсутствии витаминов потеря многими ферментами активности.

    2. Авитаминозы и гипервитаминозы. Поступление в организм человека витаминов с растительной и животной пищей. Синтез некоторых витаминов, например витамина В, в организме: образование под действием солнечных лучей в коже вещества, которое затем превращается в витамин D. Появление серьезных заболеваний - авитаминозов (длительный недостаток витаминов) и гипервитаминозов (избыток витаминов в организме). При недостатке витамина С человек может заболеть цингой, при отсутствии витамина А заболевают органы зрения, а витамина D - у детей развивается рахит. Витамины должны поступать в организм постоянно и в необходимых дозах.

    3. Способы сохранения витаминов в пище. Значительное снижение содержания витаминов в пище при неправильном хранении продуктов и кулинарной обработке. Так, витамин С легко разрушается при нагревании и соприкосновении с кислородом, с металлической посудой. Поэтому овощи надо чистить в момент приготовления пищи, опускать в кипящую воду, варить в эмалированной посуде.

    1. Характеристика царства животных. Разнообразие животных на Земле: около 2 млн видов. Их широкое расселение, обитание во всех средах: водной, наземно-воздушной, почвенной, а также в организмах. Существенные различия в строении и поведении животных. Их общие признаки: активное передвижение большинства животных, питание готовыми органическими веществами, так как они гетеротрофы - не могут сами создавать органические вещества из неорганических. Отсутствие у клеток организма животных целлюлозной оболочки, пластид и вакуолей с клеточным соком (как у растений). Определение принадлежности к царству животных не по одному признаку (например, способу питания), а по группе признаков. Например, коралловые полипы внешне похожи на растения и не могут передвигаться, но по ряду других признаков они относятся к животным.

    2. Роль в биосфере. Тесная связь животных с растениями и другими организмами, их большая роль в биосфере: опыляют растения, распространяют семена в природе, обогащают почву органическими веществами, а воздух углекислым газом, создавая условия для жизни растений. Животные - организмы-потребители органических веществ, это важное звено в цепи питания: преобразуют органические вещества и делают их доступными для потребления другими организмами. Растительнояд-ные животные, питающиеся растениями, нередко являются добычей хищников. Растительноядные и хищные животные могут служить средой обитания для паразитов; трупы животных - пища для орга-низмов-сапротрофов. Выполнение животными, которые питаются трупами других животных, роли санитаров в природе.

  1. Женские шишки одиночные, красноватые, расположены на вершинах молодых веток. Мужские шишки маленькие, желтовато-зеленые, расположены группами у основания молодых побегов. В женских шишках созревают яйцеклетки, а в мужских образуется пыльца с половыми клетками. В результате опыления ветром и оплодотворения в женских шишках образуются семена.


Билет N 16
  1. Сходство скелетов человека и млекопитающих животных как доказательство их родства. Особенности скелета человека, связанные с прямохожде-нием и трудовой деятельностью.
  2. Причины господства покрытосеменных растений на Земле.
  3. Найти трутовик среди грибов. Объяснить, почему его относят к паразитам.

    1. Система опоры и движения. Ее компоненты: скелет и мышцы. Функция скелета в организме: опора тела или его частей, определение формы тела, защита внутренних органов от механических повреждений. Примеры: череп защищает головной мозг, а позвоночник - спинной мозг, грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные кровеносные сосуды грудной полости. Прикрепление мышц к костям скелета, их сокращение под влиянием нервных импульсов, изменение взаимного расположения костей, осуществление всего многообразия движений, совершаемых человеком и млекопитающими животными вследствие сокращения мышц.

    2. Сходство скелета человека и млекопитающих животных. Наличие в скелете человека и млекопитающих животных одних и тех же отделов, образованных сходно расположенными костями.

    3. Особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением: позвоночник, имеющий четыре изгиба, грудная клетка, расширенная в стороны, пояс нижних конечностей в виде чаши, кости нижних конечностей более толстые и прочные, чем кости рук, свод в стопе. Смягчение толчков при ходьбе благодаря изгибам позвоночника, сводчатой стопе. Пояс нижних конечностей - опора для внутренних органов брюшной полости. Массивные кости нижних конечностей - опора для всего тела.

    4. Рука - орган труда. Развитие большого пальца руки и его противопоставление всем остальным, благодаря чему кисть способна выполнять разнообразные и чрезвычайно тонкие трудовые операции.

    1. Покрытосеменные - наиболее высокоорганизованная группа растений на Земле, по числу видов составляют примерно столько же, сколько видов растений у других отделов, вместе взятых. Наличие у покрытосеменных корней, стеблей, листьев, цветков, плодов с семенами, хорошо развитых тканей (покровные, проводящие, образовательные и др.).

    2. Наличие среди покрытосеменных жизненных форм: деревьев, кустарников, трав. Заселение ими различных сред обитания и приспособленность к жизни в этих средах. Возникновение в процессе эволюции у растений большого разнообразия приспособлений к жизни в водной среде и на суше. Например, приспособленность к жизни в засушливых местах (кактус, агава, алоэ), в условиях высокой влажности (мокрица, папоротник, недотрога).

    3. Причины господства покрытосеменных растений: возникновение в процессе эволюции цветков и плодов с семенами, в которых содержится запас питательных веществ; наличие разнообразных приспособлений к опылению, например к опылению насекомым - яркие крупные цветки, много нектара, сильный запах, крупная и клейкая пыльца и др.; у ветроопыляемых растений цветки невзрачные, мелкие, пыльцы много, она сухая, легкая, большинство ветроопыляемых цветет до распускания листьев; приспособления к распространению плодов и семян, например крылатки у клена, парашютики у одуванчика и др.; хорошо развитая проводящая система, обеспечивающая быстрое передвижение веществ в растении; способность размножаться, наряду с семенным, и вегетативным способом; разнообразие вегетативных органов, особенно листа - органа фотосинтеза.

  1. Плодовое тело трутовика надо искать на коре дерева, оно очень плотное, серо-бурого цвета, состоит из плотно переплетенных нитей - гиф гриба. Грибница трутовика находится внутри стебля дерева, ее нити пронизывают ткани ствола и высасывают из дерева органические и минеральные вещества, воду. Это гриб-паразит.


Билет N 17
  1. Строение, состав, функции, возрастные особенности костей, типы их соединений.
  2. Причины господства птиц и млекопитающих на Земле.
  3. У примулы или другого цветущего растения найти орган размножения, назвать его части, разъяснить их функции.

    1. Строение и функции костей. Кости - основные элементы скелета. У взрослого человека около 250 костей, различающихся по форме, размерам, месту в скелете. Костная ткань - разновидность соединительной ткани, которая состоит из твердого межклеточного вещества, внутри которого лежат клетки, соединенные между собой тонкими отростками. Надкостница, состоящая из соединительной ткани, сросшейся с костью, ее расположение снаружи кости, функции (защитная; обеспечивает рост кости в толщину, так как в ней проходят кровеносные сосуды и нервы). Расположение в кости, вслед за надкостницей, плотного костного вещества, в котором костные пластинки плотно прилегают друг к другу. Особенности строения губчатого костного вещества: костные пластинки в нем расположены рыхло, и промежутки между ними заполнены костным мозгом.

    2. Химический состав кости, ее возрастные особенности. Состав кости: органические вещества, обеспечивающие гибкость и упругость кости, и неорганические вещества, обеспечивающие ее твердость. Сочетание этих веществ обусловливает прочность кости. Увеличение с возрастом содержания в костях неорганических веществ - причина их хрупкости.

    3. Типы соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Примеры: соединение костей черепа неподвижное, костей позвоночника (позвонков) - полуподвижное, а костей конечностей - подвижное. Суставы - подвижные соединения костей. Образование в суставе на одной кости суставной впадины, в которую входит головка другой кости. Поверхность впадины и головки покрыта гладким хрящом, уменьшающим их трение. Расположение в суставе суставных связок и суставной сумки, заполненной жидкостью, которая уменьшает трение поверхностей и служит питательной средой для суставного хряща.

    1. Птицы и млекопитающие - наиболее высокоорганизованные хордовые. Их широкое распространение, обитание во всех основных средах.

    2. Характерные черты организации: высокоразвитая нервная система, сложное поведение, усложнение в процессе эволюции всех систем органов, участвующих в обмене веществ.

    3. Увеличение размеров головного мозга, особенно переднего и мозжечка. У многих млекопитающих образование складок коры головного мозга, увеличивающих ее поверхность. В связи с этим усложнение поведения, основа которого - безусловные и условные рефлексы, элементы рассудочной деятельности.

    4. Более высокий уровень обмена веществ по сравнению с пресмыкающимися за счет усложнения строения и деятельности дыхательной, кровеносной, пищеварительной, выделительной систем органов. Насыщение крови в органах дыхания большим количеством кислорода, что связано с особенностями строения легких, большей площадью, на которой происходит газообмен, с наличием у птиц воздушных мешков, особого механизма дыхания.

    5. Усложнение строения сердца, в котором артериальная кровь не смешивается с венозной.

    6. Постоянная температура тела вследствие интенсивно протекающих процессов окисления органических веществ в клетках тела, освобождения большого количества энергии, приспособленности к теплорегуляции (перьевой покров и воздушные мешки у птиц, волосяной покров и испарение пота у млекопитающих).

    7. Внутреннее оплодотворение, запас питательных веществ в яйцах у птиц, развитие зародыша в матке у млекопитающих. Забота о потомстве.

  1. Надо найти у примулы или другого цветкового растения генеративный орган - цветок, назвать его части (околоцветник, пестик, тычинки), указать роль тычинок и пестика в размножении, отметить, что в пыльниках тычинок образуется пыльца, а из пестика - плод с семенами.


Билет N 18
  1. Работа мышц, их утомление. Значение двигательной активности для укрепления здоровья человека. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
  2. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. Их сходство и различия.
  3. У комнатного растения найти орган воздушного питания и выявить черты его приспособленности к выполнению этой функции.

    1. Работа мышц. Основа скелетных мышц - поперечно-полосатая мышечная ткань, волокна которой способны сокращаться. Причины сокращений - импульсы, приходящие к мышце по нерву. Возникновение длительных сокращений мышц - результат действия часто поступающих друг за другом импульсов. Движение костей и механическая работа мышц - следствие их сокращения. Расход на механическую работу энергии, получаемой в процессе дыхания при окислении органических веществ в клетках. Гуморальная (кровью) доставка питательных веществ и кислорода к мышцам и удаление продуктов жизнедеятельности.

    2. Утомление мышц. Уменьшение работоспособности мышц при длительной физической работе в связи с накоплением в крови продуктов окисления органических веществ, которые действуют угнетающе на двигательные нервные центры, иннервирующие мышцы. Зависимость сроков наступления утомления от величины нагрузки и ритма сокращения мышц. Достижение максимума мышечной работы за длительный период при средних нагрузках и среднем ритме сокращения мышц.

    3. Тренировка мышц и ее значение. Зависимость способности мышцы выполнять физическую работу от тренировки. Влияние регулярных занятий спортом, физической работы, двигательной активности на рост мышечных волокон, скорость сокращения, на изменения деятельности органов кровообращения, дыхания и др. Малоподвижный образ жизни, слабое развитие мышц, неправильная поза при работе за столом, заболевания скелета (например, рахит) - причины нарушения осанки, искривлений позвоночника.

    4. Предупреждение плоскостопия и искривлений позвоночника. Основные меры предупреждения плоскостопия: носить обувь с задником и со шнуровкой, на эластичной подошве, небольшом каблуке, следить за походкой. Меры, позволяющие предупредить искривления позвоночника: сидя за столом или партой, держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять вперед, между грудью и партой сохранять расстояние 30-40 см, предплечья должны свободно лежать на столе, ноги - свободно согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни Должны опираться на пол или подножку парты. Школьникам, особенно младших классов, лучше носить ранец или рюкзак.

    1. Строение растительной и животной клеток. Признаки сходства в строении этих клеток: наличие ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны, митохондрий, рибосом, комплекса Гольджи и др. Признаки сходства - доказательство родства растений и животных. Отличия: только растительные клетки имеют твердую оболочку из клетчатки, пластиды, вакуоли с клеточным соком.

    2. Функции клеточных структур. Функции оболочки и клеточной мембраны: защита клетки, поступление в нее одних веществ из окружающей среды и выделение других. Выполнение оболочкой функции скелета (постоянная форма клетки). Расположение в цитоплазме ядра, всех органоидов клетки.

      Функции цитоплазмы: связь между ядром и органоидами клетки, осуществление всех процессов клеточного обмена веществ (кроме синтеза нуклеиновых кислот). Расположение в ядре хромосом, в которых хранится наследственная информация о признаках организма, передача хромосом от родителей потомству в результате деления клеток. Роль ядра в управлении синтезом белка клетки и всеми физиологическими процессами. Окисление в митохондриях органических веществ кислородом с освобождением энергии. Синтез в рибосомах молекул белка. Наличие хлоропластов (пластид) в растительных клетках, образование в них органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии (фотосинтез).

    3. Жизнедеятельность клетки. Питание, дыхание. Рост. Деление (размножение) клеток. Создание клеточных структур в процессе питания из органических веществ. Сущность дыхания: окисление органических веществ клетки и освобождение энергии, которая используется в процессах жизнедеятельности. Рост молодых клеток и их старение. Размножение клеток путем деления.

  1. Орган воздушного питания у растения - лист. Для воздушного питания характерно поглощение листьями углекислого газа через устьица и образование органических веществ из углекислого газа и воды с использованием солнечной энергии. Приспособление к поглощению углекислого газа - большая поверхность листовой пластинки, ее плоская форма и множество устьиц. Приспособление к использованию солнечной энергии - прозрачная кожица листа и множество хлоропластов в клетках основной ткани.


Билет N 19
  1. Регуляция функций в организме человека. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.
  2. Деление клетки и его значение.
  3. Заложить опыт, доказывающий необходимость воздуха для прорастания семян.

    1. Взаимосвязь деятельности органов и систем органов в организме: изменение активности органов в организме при повышении или понижении активности одного из них. Координация деятельности органов в организме и установление его связи со средой обитания путем нервно-гуморальной регуляции. Два взаимосвязанных механизма для ее осуществления - гуморальный и нервный.

    2. Гуморальная регуляция с помощью химических веществ, поступающих из различных органов и тканей в кровь. Существенное влияние этих веществ на деятельность органов даже в малых концентрациях. Так, незначительное повышение содержания углекислого газа в крови и межклеточном веществе возбуждает расположенный в продолговатом мозге дыхательный центр. Нервные импульсы направляются от него к межреберным мышцам, стимулируя их деятельность. Наличие в организме специальных органов - желез внутренней секреции, вырабатывающих биологически активные вещества - гормоны - и выделяющих их непосредственно в кровь. Влияние гормонов на рост и развитие организма, физиологические процессы.

    3. Нервная регуляция, ее осуществление нервной системой с помощью нервных импульсов, которые поступают из одной клетки в другую и вызывают в ней либо возбуждение, либо торможение. Распространение нервных импульсов более быстрое, чем гуморальное воздействие.

    4. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции. Образование химических веществ и выделение их в кровь, как правило, под контролем нервной системы. Влияние гормонов на деятельность нервной системы. Существование в организме единой нервно-гуморальной регуляции функций.

    1. Деление клеток - процесс их размножения, в результате которого из одной материнской образуются две сходные с ней дочерние клетки. Рост органов и организмов растений, животных, человека, грибов за счет деления и увеличения числа клеток. Хранение наследственной информации о признаках организма в хромосомах, расположенных в ядре. Формирование в процессе эволюции сложного механизма деления клетки, точного распределения хромосом между дочерними клетками: удвоение числа хромосом перед делением клетки; их расположение в процессе деления материнской клетки в ее центре; возникновение гомологичных хроматид в результате удвоения; расхождение их к противоположным полюсам клетки. Следующий этап: формирование вокруг хромосом ядерной оболочки, двух ядер; равномерное распределение цитоплазмы и органоидов между новыми клетками. Формирование перегородки в центре клетки, возникновение двух дочерних клеток из одной материнской с таким же набором хромосом, как и в материнской клетке.

  1. Чтобы доказать необходимость воздуха для прорастания семян, надо поместить семена гороха или другого растения в две пробирки (или два стакана) и поставить их в теплое место. В первой пробирке семена надо только смочить, а во второй пробирке залить водой. Через несколько дней семена в первой пробирке прорастут, а во второй погибнут из-за недостатка воздуха.


Билет N 20
  1. Рефлекс - основа нервной деятельности; безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных.
  2. Ткани. Взаимосвязь их строения и функций.
  3. Заложить опыт, доказывающий необходимость воды для прорастания семян.

    1. Рефлекс - основная форма деятельности нервной системы, ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Восприятие раздражения из внешней и внутренней среды рецепторами, возникновение в них нервных импульсов, которые по чувствительным нейронам передаются в ЦНС, где поступают на вставочные, затем на исполнительные (двигательные) нейроны и по ним к исполнительным органам (мышцам, железам и др.). Рефлекторная дуга - путь, по которому нервные импульсы проходят при осуществлении рефлекса. Ее целостность - обязательное условие функционирования рефлекса. Согласованная рефлекторная деятельность - результат взаимодействия в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Деление И. П. Павловым рефлексов на условные и безусловные.

    2. Безусловные рефлексы - врожденные постоянные реакции на определенные внешние воздействия, присущие всем особям вида, обеспечивающие приспособление организма к постоянным условиям среды. Для их осуществления не требуется дополнительных условий.

    3. Условные рефлексы - это приобретенные в течение индивидуальной жизни организма реакции, возникающие в определенных условиях на основе безусловных рефлексов. Различные условные рефлексы у разных особей одного вида. Формирование нервных путей для осуществления временных связей в результате многократного сочетания ранее безразличных раздражителей (например, звонка) с безусловными (например, с пищей). Приспособление организма с помощью условных рефлексов к изменяющимся факторам среды, воздействующим на него.

    1. Ткань - группа клеток, сходных по своему строению и функциям, имеющих общее происхождение. Состав ткани: клетки и межклеточное вещество. Виды растительных тканей: покровная, основная, проводящая, образовательная, механическая, запасающая. Виды животных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

    2. Взаимосвязь строения и функций тканей: например, покровные ткани растений и эпителиальные ткани животных, состоящие из плотно прилегающих друг к другу клеток, выполняют защитную функцию, а также участвуют в обмене веществ между организмом и средой. Главная особенность основной ткани растений - наличие в ее клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез - образование органических веществ из неорганических с использованием энергии света. Клетки мышечной ткани животных и человека удлиненной формы, их совокупность образует волокна. Основные свойства мышечной ткани - возбудимость и сократимость. Сокращение мышцы - это проявление возбуждения в мышечной ткани. Восстановление прежней длины мышцы после прекращения действия раздражителя.

  1. Чтобы доказать необходимость воды для прорастания семян, надо поместить две пробирки с семенами в теплое место. В одной пробирке оставить семена сухими, а в другой смочить. Через несколько суток семена, смоченные водой, прорастут, а сухие нет.

Страница 1 2 3 всего страниц: 3



 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----