![]() |
Островок здоровья
|
||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
|
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
|
||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() Приказ МЗРФ N 380 от 25.12.1997 г.
О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации Приложение N 17 УТВЕРЖДЕНО приказ Минздрава РФ от 25.12.1997 N 380 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ Специальность: "Лабораторная диагностика" (базовый уровень образования) 1. Общие знания - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; - организация лабораторной службы в стране, ее задачи; - этические и правовые нормы отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; - основные требования к организации делопроизводства в клинико - диагностической лаборатории; - основы техники безопасности при работе в клинико - диагностической лаборатории; - инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно - противоэпидемического режима в клинико - диагностической лаборатории; - правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала; - правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований; - основные методы лабораторной диагностики; - причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; - основы здорового образа жизни; - Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно - профилактического учреждения, должностные инструкции клинико - диагностической лаборатории. 2. Специальные знания - основы анатомии и физиологии; - структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи; - структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; - лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте; - клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента; - основы функционирования здорового организма и факторы риска; - основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой; - организация внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований; - общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов в организме. По гематологическим исследованиям: - теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме); - морфологию клеток гемопоэза в норме; - понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; - изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях; - причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза; - морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях. По общеклиническим исследованиям: - теория образования мочи, функции почек; - основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи; - морфология клеточных и других элементов мочи; - изменение анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевыводящих путей; - методы исследования функций желудка; - способы получения желудочного содержимого; - способы получения дуоденального содержимого; - физико - химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; - изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; - основные методы и диагностическое определение физических и химических показателей кала; - форменные элементы кала, их выявление; - копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы; - изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; - значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей; - ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико - химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно - воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; - цель и методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов. По цитологическим исследованиям: - правила взятия и обработки материала для цитологических исследований; - морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей. По биохимическим исследованиям: - понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; - нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно - минерального, кислотно - основного состояния; - причины и виды патологии обменных процессов в организме; - система гемостаза; - лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; - основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. По паразитологическим исследованиям: - основные морфологические характеристики гельминтов; - морфологические различия видов гельминтов и их яиц; - паразиты малярии, виды, стадии развития; - морфология малярийных паразитов; - простейшие - вид, стадии развития, морфология; - заболевания, вызванные простейшими; - правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов. По иммунологическим исследованиям: - учение об иммунитете, виды иммунитета; - иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции; - антигены, виды, характеристика; - иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции; - взаимодействие антиген - антитело; - неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.; - иммунодефицитные состояния; - иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани; - аллергия и атопические заболевания; - изоантигены системы крови; - изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. По медико - генетическим исследованиям: - предмет и задачи медицинской генетики; - понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; - генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности; - гены и признаки; - изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы. 3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам - представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития; - механизмы функционирования природных экосистем; - принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды; - представление о гигиене как основе профилактической медицины; - представление о видах катастроф и их последствиях для здоровых людей; - представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах; - общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях; - представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения; - представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных. 4. Умения - взять биологический материал для лабораторного исследования; - организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований; - организовать работу младшего персонала в клинико - диагностической лаборатории; - подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа; - провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария; - произвести дезинфекцию биоматериала; - прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение; - регистрировать проведенные исследования; - вести учетно - отчетную документацию; - пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; - на основании результатов дать качественную и количественную оценку исследований; - дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования; - по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; - строить калибровочные графики; - приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов; - отобрать материал для микроскопического исследования; - адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях; - работать в ЭВМ на уровне пользователя; - владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия. По гематологическим исследованиям: - взять капиллярную кровь для лабораторного анализа; - определить гемоглобин; - определить свободный гемоглобин плазмы; - подсчитать количество эритроцитов в крови; - определить серповидность эритроцитов; - определить гематокритную величину; - определить осмотическую резистентность эритроцитов; - подсчитать ретикулоциты; - подсчитать тромбоциты; - определить скорость оседания эритроцитов; - подсчитать количество лейкоцитов; - приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы; - подсчитать лейкоцитарную формулу; - приготовить лейкоконцентрат; - приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты; - приготовить препараты крови для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга; - определить вязкость крови. По общеклиническим исследованиям: исследование мочи: - определить физические и химические свойства мочи; - приготовить препараты и промикроскопировать осадок; - идентифицировать клеточные и другие элементы в осадке; - подсчитать количество форменных элементов осадка; - дифференцировать лабораторные исследования на уровне нормапатологии; исследование желудочной секреции: - определить количество, цвет, запах, слизь, патологические примеси; - определить активность пепсина; - обнаружить молочную кислоту; - приготовить препараты для микроскопического исследования; исследование дуоденального содержимого: - определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев; - подготовить препараты для микроскопического исследования; исследование кала: - определить физические и химические свойства; - приготовить препараты для микроскопического исследования; - микроскопическое исследование (выявить отклонение от нормы); - обнаружить яйца гельминтов; - обнаружить простейшие; исследование спинномозговой жидкости: - определить цвет, прозрачность фибринозную пленку; - обнаружить и определить белок; - определить количество форменных элементов (цитоз); исследование экссудатов и транссудатов: - определить количество, характер, цвет, прозрачность, относительную плотность; - обнаружить и определить белок; - приготовить препараты для микроскопического исследования; исследование мокроты: - определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои; - приготовить препараты и обнаружить гемосидерин; - приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза; исследования отделяемого из половых органов: - окрасить препараты для микроскопического исследования; - определить степень чистоты влагалищного содержимого; - определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята; - приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята; исследование при грибковых поражениях: - приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей; - идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей. По цитологическим исследованиям: - приготовить стекла, фиксаторы, красители; - окрасить цитологические препараты; - цитохимическое исследование цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты); - отбор материала, приготовление и окраска препаратов для цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров и др.); - микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг). По клинической биохимии: биохимические исследования: - определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.); - определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.); - показатели углеводного обмена; - определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); - определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.); - показатели кислотно - основного равновесия (КОР) крови; - определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатамино - трансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); - определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.; показатели состояния гемостаза: - активированное время рекальцификации плазмы; - протромбиновое время (тромбопластиновое); - содержание фибриногена в плазме крови; - толерантность плазмы к гепарину; - время кровотечения; - время свертывания крови; - степень ретракции кровяного сгустка. По паразитологическим исследованиям - различать на препаратах представителей класса членистоногих; - идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; - идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале. По иммунологическим исследованиям иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета: - определить группу крови по системе АВО; - определить резус - фактор; - прямая и непрямая пробы Кумбса; серологические исследования для диагностики сифилиса: - серологические реакции; - агглютинация на стекле; - развернутая агглютинация; - преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле). Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.ВЯЛКОВ |
Виртуальные консультации
На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить
поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и
поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании
полученных фактов.
Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья. Подробнее см. Правила форума
Последние сообщения
Реальные консультации Реальный консультативный прием ограничен. Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам. Заметки на полях Нажми на картинку - Новости сайта Ссылки на внешние страницы
20.05.12
Уважаемые пользователи! Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал,
запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Тема от 05.09.08 актуальна!
Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме 05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция. Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме
25.04.08
|
![]() |
![]() |
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта. |
![]() |
![]() |
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача. Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал. © 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом. |
![]() |
![]() |