kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 
Приказ МЗРФ N 380 от 25.12.1997 г.
О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации


                                                        Приложение 19
 
                                                           УТВЕРЖДЕНО
                                              приказ Минздрава России
                                                  от 25.12.1997 N 380
 
                  АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БИОЛОГУ
 
                      Для аттестации на 2-ую, 1-ую
                   высшую квалификационные категории
 
       В соответствии  с  требованиями  специальности  биолог  должен
   ЗНАТЬ и УМЕТЬ:
 
   ------------------------------------------------------------------
   |                                           |вторая|первая|высшая|
   |                                           |катег.|катег.|катег.|
   |-------------------------------------------+------+------+------|
   |1. Общие знания:                           |      |      |      |
   |- основы  законодательства Российской Феде-|  +   |  +   |  +   |
   |рации об охране здоровья граждан;          |      |      |      |
   |- основы законодательства о здравоохранении|  -   |  -   |  +   |
   |и директивные документы,  определяющие дея-|      |      |      |
   |тельность органов  и учреждений здравоохра-|      |      |      |
   |нения, правовые вопросы;                   |      |      |      |
   |- основы  медицинской  статистики,  учета и|  +   |  +   |  +   |
   |анализа основных    клинико-диагностических|      |      |      |
   |показателей;                               |      |      |      |
   |- основы медицинского  страхования  и  дея-|  -   |  -   |  +   |
   |тельности клинико-диагностических лаборато-|      |      |      |
   |рий в условиях бюджетно-страховой медицины;|      |      |      |
   |- основы  анатомии  и  физиологии человека,|  +   |  +   |  +   |
   |особенности, соответствующие полу и возрас-|      |      |      |
   |ту;                                        |      |      |      |
   |- основы  и клиническое значение лаборатор-|  +   |  +   |  +   |
   |ных исследований в диагностике заболеваний;|      |      |      |
   |- основы первичной профилактики заболеваний|  +   |  +   |  +   |
   |и санитарно-просветительной работы;        |      |      |      |
   |- основы международной классификации болез-|  -   |  +   |  +   |
   |ней;                                       |      |      |      |
   |- современные  направления развития медици-|  -   |  +   |  +   |
   |ны.                                        |      |      |      |
   |-------------------------------------------+------+------+------|
   |2. Специальные знания:                     |      |      |      |
   |- директивные документы,  определяющие дея-|  +   |  +   |  +   |
   |тельность лабораторной службы;             |      |      |      |
   |- система организации лабораторной службы в|  -   |  +   |  +   |
   |стране, задачи и ее структура;             |      |      |      |
   |- организация работы лабораторий,  обслужи-|  -   |  -   |  +   |
   |вающих отделения реанимации,  службы крови,|      |      |      |
   |кожно-венерологических, онкологических, ту-|      |      |      |
   |беркулезных и др. диспансеров;             |      |      |      |
   |- основные принципы работы централизованной|  -   |  +   |  +   |
   |лаборатории, в том числе медицинских  диаг-|      |      |      |
   |ностических центров;                       |      |      |      |
   |- основы первичной профилактики заболеваний|  +   |  +   |  +   |
   |и санитарно-просветительной работы;        |      |      |      |
   |- положение  об  аккредитации клинико-диаг-|  -   |  +   |  +   |
   |ностических лабораторий;                   |      |      |      |
   |- основы техники безопасности в клинико-ди-|  +   |  +   |  +   |
   |агностических лабораториях;                |      |      |      |
   |- современные методы лабораторной  диагнос-|  +   |  +   |  +   |
   |тики;                                      |      |      |      |
   |- краткие  сведения  о структуре и функциях|  +   |  +   |  +   |
   |органов кроветворения нервной ткани,  пище-|      |      |      |
   |варительной,  дыхательной,  мочевыделитель-|      |      |      |
   |ной, половой и  других систем;  строении  и|      |      |      |
   |функциях желез внутренней секреции,  сероз-|      |      |      |
   |ных оболочек, опорно-двигательного  аппара-|      |      |      |
   |та, кожи;                                  |      |      |      |
   |- структура и  функции  клетки,  возрастные|  +   |  +   |  +   |
   |особенности клеточного   состава   органов,|      |      |      |
   |тканей и биожидкостей;                     |      |      |      |
   |- правила  и способы получения биоматериала|  +   |  +   |  +   |
   |для морфологических, биохимических, генети-|      |      |      |
   |ческих, иммунологических,  бактериологичес-|      |      |      |
   |ких, серологических и других исследований; |      |      |      |
   |- приготовление,  фиксация и окраска препа-|  +   |  +   |  +   |
   |ратов для морфологического исследования;   |      |      |      |
   |- консервирование и хранение биоматериалов;|  +   |  +   |  +   |
   |- краткие сведения о лабораторной  диагнос-|  +   |  +   |  +   |
   |тике основных  заболеваний системы кровооб-|      |      |      |
   |ращения, кроветворения,  дыхания, мочеполо-|      |      |      |
   |вой системы,  системы пищеварения, печени и|      |      |      |
   |желчных путей, опорно-двигательной системы,|      |      |      |
   |соединительной ткани,  мышечной ткани,  эн-|      |      |      |
   |докринной системы;                         |      |      |      |
   |- изменение  лабораторных  показателей  под|  -   |  +   |  +   |
   |влиянием лечения;                          |      |      |      |
   |- влияние физической нагрузки,  пищи, алко-|  -   |  +   |  +   |
   |голя, медицинских процедур и др. на резуль-|      |      |      |
   |таты лабораторных исследований;            |      |      |      |
   |- лабораторная диагностика неотложных  сос-|  +   |  +   |  +   |
   |тояний (инфаркт миокарда,  инсульт,  череп-|      |      |      |
   |но-мозговая травма,  "острый живот", внема-|      |      |      |
   |точная  беременность,  гипогликемическая  и|      |      |      |
   |диабетическая кома,  сепсис,  геморрагичес-|      |      |      |
   |кий,  трансфузионный, анафилактический шок,|      |      |      |
   |острые аллергические реакции и др.);       |      |      |      |
   |- лабораторная  диагностика  инфекционных и|  -   |  +   |  +   |
   |паразитарных болезней;                     |      |      |      |
   |- лабораторная  диагностика  онкологических|  -   |  +   |  +   |
   |заболеваний;                               |      |      |      |
   |- диагностика ВИЧ-инфекций;                |  +   |  +   |  +   |
   |- влияние  биологических факторов (возраст,|  +   |  +   |  +   |
   |пол, дневные ритмы,  месячные циклы, сезон-|      |      |      |
   |ные вариации  и  др.) на результаты лабора-|      |      |      |
   |торных исследований;                       |      |      |      |
   |- принципы  и методы лабораторного контроля|  -   |  -   |  +   |
   |за концентрацией  лекарственных  средств  в|      |      |      |
   |организме больных;                         |      |      |      |
   |- организация  внутри-  и  межлабораторного|  -   |  +   |  +   |
   |контроля качества  лабораторных  исследова-|      |      |      |
   |ний;                                       |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По гематологическим исследованиям:         |      |      |      |
   |- теорию кроветворения (кинетику клеток ге-|  +   |  +   |  +   |
   |мопоэза, функции,  место пребывания в орга-|      |      |      |
   |низме);                                    |      |      |      |
   |- понятия эффективный,  неэффективный эрит-|  +   |  +   |  +   |
   |ропоэз, нейтропоэз;                        |      |      |      |
   |- морфология клеток гемопоэза в норме;     |  +   |  +   |  +   |
   |- понятия  эритроцитоз  и  эритроцитопения,|  +   |  +   |  +   |
   |лейкоцитоз и лейкоцитопения, тромбоцитоз  и|      |      |      |
   |тромбоцитопения;                           |      |      |      |
   |- изменение  показателей  гемограммы и мие-|  +   |  +   |  +   |
   |лограммы при реактивных состояниях;        |      |      |      |
   |- основные клинические и лабораторные приз-|  +   |  +   |  +   |
   |наки внутриклеточного  и  внутрисосудистого|      |      |      |
   |гемолиза  и  заболеваний,  сопровождающихся|      |      |      |
   |гемолизом;                                 |      |      |      |
   |- понятие об апоптозе, некрозе;            |  -   |  +   |  +   |
   |- особенности изменения гемограммы, миелог-|  +   |  +   |  +   |
   |раммы и  лимфоцитограммы  при  заболеваниях|      |      |      |
   |органов кроветворения  (анемиях,  лейкозах,|      |      |      |
   |геморрагических диатезах, и др. заболевани-|      |      |      |
   |ях);                                       |      |      |      |
   |- понятие о миелоидной дисплазии;          |  -   |  +   |  +   |
   |- основные  и  дополнительные  лабораторные|  +   |  +   |  +   |
   |исследования, необходимые  в дифференциаль-|      |      |      |
   |ной диагностике заболеваний органов кровет-|      |      |      |
   |ворения;                                   |      |      |      |
   |- основные принципы цитохимического и имму-|  -   |  +   |  +   |
   |нологического анализа.                     |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По общеклиническим исследованиям:          |      |      |      |
   |- морфологию клеточных и других элементов в|  +   |  +   |  +   |
   |мокроте;                                   |      |      |      |
   |- особенности характера мокроты при различ-|  +   |  +   |  +   |
   |ных инфекционно-воспалительных, аллергичес-|      |      |      |
   |ких, паразитарных заболеваниях легких;     |      |      |      |
   |- морфология клеточных и др.  элементов мо-|  +   |  +   |  +   |
   |чи;                                        |      |      |      |
   |- мочевые синдромы и их значение в диагнос-|  +   |  +   |  +   |
   |тике заболеваний органов мочевой системы;  |      |      |      |
   |- основные  методы определения физических и|  +   |  +   |  +   |
   |химических показателей мочи;               |      |      |      |
   |- изменения анализа мочи при наиболее часто|  +   |  +   |  +   |
   |встречающихся заболеваниях почек и мочевого|      |      |      |
   |пузыря;                                    |      |      |      |
   |- элементы кала, копрограмма;              |  +   |  +   |  +   |
   |- копрологические  синдромы и их значение в|  +   |  +   |  +   |
   |диагностике заболеваний     пищеварительной|      |      |      |
   |системы, печени, поджелудочной железы;     |      |      |      |
   |- основные методы определения физических  и|  +   |  +   |  +   |
   |химических показателей кала;               |      |      |      |
   |- изменения  копрологического  анализа  при|  +   |  +   |  +   |
   |наиболее частой патологии органов пищевари-|      |      |      |
   |тельной системы;                           |      |      |      |
   |- физико-химический  и морфологический сос-|  +   |  +   |  +   |
   |тав содержимого желудка  и  двенадцатиперс-|      |      |      |
   |тной кишки;                                |      |      |      |
   |- изменения состава содержимого  желудка  и|  +   |  +   |  +   |
   |двенадцатиперстной кишки  при различных за-|      |      |      |
   |болеваниях пищеварительной системы;        |      |      |      |
   |- ликвор  и  выпотные жидкости - морфологи-|  +   |  +   |  +   |
   |ческий состав,  физико-химические свойства,|      |      |      |
   |лабораторные показатели    при   инфекцион-|      |      |      |
   |но-воспалительных процессах, травме и др.; |      |      |      |
   |- морфология и клеточный состав отделяемого|  +   |  +   |  +   |
   |женских и мужских половых  органов,  цитог-|      |      |      |
   |рамма при различных заболеваниях;          |      |      |      |
   |- понятие о бактериальных вагинозах;       |  -   |  +   |  +   |
   |- гормональная цитология;                  |  -   |  +   |  +   |
   |- основные  характеристики  эпителия  кожи,|  +   |  +   |  +   |
   |волос, ногтей  и их изменение при различных|      |      |      |
   |патологических процессах.                  |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По цитологическим исследованиям:           |      |      |      |
   |- клетка,  ткани.  Краткие сведения об осо-|  +   |  +   |  +   |
   |бенностях строения,  функции и эмбриогенезе|      |      |      |
   |различных тканей;                          |      |      |      |
   |- рост,  развитие  и  клинические  признаки|  +   |  +   |  +   |
   |опухолей различных локализаций;            |      |      |      |
   |- классификации опухолей;                  |  +   |  +   |  +   |
   |- морфологическую  картину острого и хрони-|  +   |  +   |  +   |
   |ческого воспалительного  процесса,  в   том|      |      |      |
   |числе гранулематозного;                    |      |      |      |
   |- основные признаки пролиферации, гиперпла-|  +   |  +   |  +   |
   |зии, метаплазии и других фоновых процессов.|      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По биохимическим исследованиям:            |      |      |      |
   |- понятие о гомеостазе, биохимические меха-|  +   |  +   |  +   |
   |низмы сохранения (поддержания) гомеостаза; |      |      |      |
   |- нормальная физиология и патология  обмена|  +   |  +   |  +   |
   |белков, углеводов, липидов, ферментов, гор-|      |      |      |
   |монов, водно-минерального,  кислотно-основ-|      |      |      |
   |ного состояния, система гемостаза и др.;   |      |      |      |
   |- лабораторные показатели нарушения  обмена|  +   |  +   |  +   |
   |веществ при  наиболее  часто  встречающихся|      |      |      |
   |заболеваниях;                              |      |      |      |
   |- основные  методы  исследования обмена ве-|  +   |  +   |  +   |
   |ществ, гормонов,  ферментов, системы гемос-|      |      |      |
   |таза и др.                                 |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По паразитологическим исследованиям:       |      |      |      |
   |- способы взятия,  доставки, сохранения ма-|  +   |  +   |  +   |
   |териала  для  паразитологических исследова-|      |      |      |
   |ний;                                       |      |      |      |
   |- основные методы паразитологических иссле-|  +   |  +   |  +   |
   |дований крови,  фекалий,  дуоденального со-|      |      |      |
   |держимого, желчи, мочи, мокроты;           |      |      |      |
   |- специальные   методы   паразитологических|  -   |  -   |  +   |
   |исследований (окраска  фиксированных препа-|      |      |      |
   |ратов фекалий, исследование ликвора и др.);|      |      |      |
   |- основные  морфологические  характеристики|  +   |  +   |  +   |
   |гельминтов;                                |      |      |      |
   |- количественные  методы паразитологических|  -   |  +   |  +   |
   |исследований;                              |      |      |      |
   |- основные морфологические характеристики и|  +   |  +   |  +   |
   |дифференциальная диагностика     гельминтов|      |      |      |
   |(взрослых особей,  яиц, личинок), заболева-|      |      |      |
   |ния, вызываемые ими;                       |      |      |      |
   |- основные морфологические характеристики и|  +   |  +   |  +   |
   |дифференциальная диагностика простейших ки-|      |      |      |
   |шечника и заболевания, вызываемые ими;     |      |      |      |
   |- морфология малярийных паразитов в  тонком|  +   |  +   |  +   |
   |мазке и толстой капле крови;               |      |      |      |
   |- морфология  возбудителей  тропических   и|  -   |  -   |  +   |
   |редких паразитозов (филярии, лейшмании,три-|      |      |      |
   |паносомы,  циклоспоры, изоспоры, акантамебы|      |      |      |
   |неглерии  и пр.) и заболевания,  вызываемые|      |      |      |
   |ими;                                       |      |      |      |
   |- морфология возбудителей грибковых заболе-|  -   |  +   |  +   |
   |ваний;                                     |      |      |      |
   |- морфология возбудителей венерических  за-|  +   |  +   |  +   |
   |болеваний.                                 |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По иммунологическим исследованиям:         |      |      |      |
   |- учение об иммунитете, виды иммунитета;   |  +   |  +   |  +   |
   |- функциональная  организация иммунной сис-|  +   |  +   |  +   |
   |темы;                                      |      |      |      |
   |- неспецифические факторы иммунной реактив-|  +   |  +   |  +   |
   |ности организма;                           |      |      |      |
   |- фагоцитарная система;                    |  +   |  +   |  +   |
   |- естественные киллерные клетки,  происхож-|  +   |  +   |  +   |
   |дение, свойства, механизмы активации, имму-|      |      |      |
   |нобиологическая  функция  в норме и патоло-|      |      |      |
   |гии;                                       |      |      |      |
   |- гуморальные антиген-неспецифические  фак-|  +   |  +   |  +   |
   |торы иммунной защиты;                      |      |      |      |
   |- структура и функция лимфоидной системы;  |  +   |  +   |  +   |
   |- Т- и В-клеточные системы иммунитета;     |  +   |  +   |  +   |
   |- антигены и иммуногены;                   |  +   |  +   |  +   |
   |- иммуноглобулины (антитела);              |  +   |  +   |  +   |
   |- клиническое применение иммуноглобулинов; |  -   |  +   |  +   |
   |- иммуногенетика  и молекулярные основы им-|  -   |  +   |  +   |
   |мунного ответа;                            |      |      |      |
   |- гормоны и цитокины иммунной системы;     |  +   |  +   |  +   |
   |- физиология и регуляция иммунной системы; |  +   |  +   |  +   |
   |- иммунологическая  толерантность и аутоим-|  +   |  +   |  +   |
   |мунитет;                                   |      |      |      |
   |- методы исследования клеточных и гумораль-|  +   |  +   |  +   |
   |ных факторов иммунной системы;             |      |      |      |
   |- клиническое  значение исследования содер-|  -   |  +   |  +   |
   |жания и функциональной активности  грануло-|      |      |      |
   |цитов, моноцитов крови, естественных килле-|      |      |      |
   |ров и Тк-лимфоцитов;                       |      |      |      |
   |- клиническое значение исследования  содер-|  -   |  +   |  +   |
   |жания и функциональной активности  неспеци-|      |      |      |
   |фических гуморальных факторов:  белков сис-|      |      |      |
   |темы комплемента,   лизоцима,   острофазных|      |      |      |
   |белков;                                    |      |      |      |
   |- клиническое значение исследования  содер-|  -   |  +   |  +   |
   |жания и   функциональной   активности   Т-,|      |      |      |
   |В-лимфоцитов и их субпопуляций;            |      |      |      |
   |- клиническое  значение исследования содер-|  +   |  +   |  +   |
   |жания иммуноглобулинов  разных  классов   и|      |      |      |
   |субклассов;                                |      |      |      |
   |- механизмы  протективного  иммунитета  при|  -   |  +   |  +   |
   |различных инфекционных заболеваниях;       |      |      |      |
   |- иммунотропность  инфекционных  агентов  и|  -   |  -   |  +   |
   |инфекции иммунной системы;                 |      |      |      |
   |- иммунодиагностика инфекционных болезней; |  +   |  +   |  +   |
   |- лабораторно-клинические   исследования  в|  -   |  +   |  +   |
   |прогнозировании характера течения  инфекци-|      |      |      |
   |онных заболеваний;                         |      |      |      |
   |- иммунитет при пересадке органов и тканей;|  -   |  +   |  +   |
   |- наследственные  (первичные) и приобретен-|  -   |  +   |  +   |
   |ные (вторичные) иммунодефицитные состояния;|      |      |      |
   |- принципы лабораторной диагностики иммуно-|  +   |  +   |  +   |
   |дефицитов;                                 |      |      |      |
   |- антигенные системы  эритроцитов  человека|  +   |  +   |  +   |
   |(АВО и др. системы);                       |      |      |      |
   |- иммунологический конфликт матери и  плода|  -   |  +   |  +   |
   |по антигенам клеток крови;                 |      |      |      |
   |- иммунные  и  аутоиммунные  гемолитические|  -   |  +   |  +   |
   |анемии (прямая  и  непрямая  пробы Кумбса и|      |      |      |
   |др. методы);                               |      |      |      |
   |- антигены лейкоцитов человека;            |  -   |  +   |  +   |
   |- антилейкоцитарные антитела и  их  роль  в|  -   |  +   |  +   |
   |патологии (осложнения  при переливании кро-|      |      |      |
   |ви, лейкопении, нейтропении новорожденных);|      |      |      |
   |- аллергические заболевания, иммунодиагнос-|  +   |  +   |  +   |
   |тика аллергических реакций немедленного ти-|      |      |      |
   |па;                                        |      |      |      |
   |- иммунодиагностика  аллергических  реакций|  -   |  -   |  +   |
   |замедленного типа;                         |      |      |      |
   |- иммунодиагностика  системных  заболеваний|  -   |  -   |  +   |
   |соединительной ткани;                      |      |      |      |
   |- иммунодиагностика аутоиммунных  заболева-|  +   |  +   |  +   |
   |ний эндокринной системы;                   |      |      |      |
   |- иммунная система при опухолевых заболева-|  -   |  +   |  +   |
   |ниях и их иммунодиагностика;               |      |      |      |
   |- изменение иммунореактивности онкологичес-|  -   |  -   |  +   |
   |ких больных;                               |      |      |      |
   |- неоплазмы иммунной системы;              |  -   |  -   |  +   |
   |- иммунодиагностика моноклональных гаммапа-|  -   |  +   |  +   |
   |тий;                                       |      |      |      |
   |- иммунология  болезней  нервной  системы и|  -   |  +   |  +   |
   |иммунологические методы  их исследования;  |      |      |      |
   |- организация работы иммунологических лабо-|  -   |  -   |  +   |
   |раторий;                                   |      |      |      |
   |- современное  техническое оборудование для|  -   |  -   |  +   |
   |выполнения тестов;                         |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По медико-генетическим исследованиям:      |      |      |      |
   |- предмет и задачи медицинской генетики;   |  +   |  +   |  +   |
   |- понятие  о  наследственных болезнях и бо-|  +   |  +   |  +   |
   |лезнях с   наследственной   предрасположен-|      |      |      |
   |ностью;                                    |      |      |      |
   |- роль нуклеиновых кислот в хранении и реа-|  -   |  +   |  +   |
   |лизации генетической информации;           |      |      |      |
   |- генетический код:  основные характеристи-|  -   |  +   |  +   |
   |ки, этапы расшифровки;                     |      |      |      |
   |- генетика человека: молекулярные и цитоло-|  -   |  +   |  +   |
   |гические основы наследственности: роль ядра|      |      |      |
   |и цитоплазмы,  хромосомы и хромосомный  на-|      |      |      |
   |бор, структурно-функциональная  организация|      |      |      |
   |хромосом, структурные перестройки хромосом,|      |      |      |
   |их типы и хромосомный дисбаланс;           |      |      |      |
   |- гены и признаки: законы передачи наследс-|  +   |  +   |  +   |
   |твенных признаков   (гомо-  и  гетерозигот-|      |      |      |
   |ность), генотип и фенотип;                 |      |      |      |
   |- основные типы наследования;              |  +   |  +   |  +   |
   |- иммуногенетические взаимоотношения макро-|  -   |  +   |  +   |
   |и микроорганизма;                          |      |      |      |
   |- изменчивость:  мутационная  изменчивость,|  -   |  -   |  +   |
   |классификация мутаций, мутагенные факторы; |      |      |      |
   |- методы диагностики наследственных  болез-|  +   |  +   |  +   |
   |ней: цитогенетические, морфологические, би-|      |      |      |
   |охимические, пренатальные;                 |      |      |      |
   |- выявление  наследственной патологии ново-|  +   |  +   |  +   |
   |рожденных;                                 |      |      |      |
   |- медико-генетическое консультирование (ла-|  -   |  +   |  +   |
   |бораторное исследование,  определение гене-|      |      |      |
   |тического риска).                          |      |      |      |
   |-------------------------------------------+------+------+------|
   |3. Знания смежных и сопутствующих дисциплин|      |      |      |
   |- современные методы обследования больного;|  +   |  +   |  +   |
   |- основы первичной реанимации;             |  +   |  +   |  +   |
   |- основы дозиметрии ионизирующих излучений;|  +   |  +   |  +   |
   |- основные  источники  облучения  человека,|  -   |  +   |  +   |
   |основы радиационной безопасности,  гигиени-|      |      |      |
   |ческого нормирования радиационного фактора;|      |      |      |
   |-------------------------------------------+------+------+------|
   |4. Умения:                                 |      |      |      |
   |- оказать  помощь  на  догоспитальном этапе|  +   |  +   |  +   |
   |при механической асфиксии, утоплении, пора-|      |      |      |
   |жении электрическим током;                 |      |      |      |
   |- сформулировать лабораторный диагноз с вы-|  -   |  +   |  +   |
   |делением характерных  показателей и сопутс-|      |      |      |
   |твующих изменений;                         |      |      |      |
   |- владеть методом статистического анализа; |  -   |  +   |  +   |
   |- владеть навыками проведения внутрилабора-|  -   |  +   |  +   |
   |торного и межлабораторного контроля качест-|      |      |      |
   |ва лабораторных исследований;              |      |      |      |
   |- провести анализ работы лаборатории, опре-|  -   |  -   |  +   |
   |делить способы ее улучшения;               |      |      |      |
   |- на основе анализа статистических  показа-|  -   |  +   |  +   |
   |телей определить  перечень  организационных|      |      |      |
   |мероприятий и разработать меры по их выпол-|      |      |      |
   |нению для  улучшения  диагностического про-|      |      |      |
   |цесса;                                     |      |      |      |
   |- организовать рабочее место для проведения|  +   |  +   |  +   |
   |морфологических (цитологических),  биохими-|      |      |      |
   |ческих, иммунологических,  генетических   и|      |      |      |
   |других исследований;                       |      |      |      |
   |- организовать работу среднего медицинского|  +   |  +   |  +   |
   |персонала;                                 |      |      |      |
   |- провести лабораторное обследование  боль-|  +   |  +   |  +   |
   |ных с  помощью экспресс-методов (при отрав-|      |      |      |
   |лениях, массовых  поражениях,  катастрофах,|      |      |      |
   |авариях);                                  |      |      |      |
   |- отобрать материал  для  микроскопического|  +   |  +   |  +   |
   |исследования;                              |      |      |      |
   |- приготовить,  зафиксировать  и   окрасить|  +   |  +   |  +   |
   |препарат для исследования клеточных элемен-|      |      |      |
   |тов;                                       |      |      |      |
   |- отобрать и обработать биоматериал для би-|  +   |  +   |  +   |
   |охимического исследования;                 |      |      |      |
   |- работать  с контрольным материалом (сыво-|  +   |  +   |  +   |
   |роткой, клеточной  суспензией,  мазками   и|      |      |      |
   |др.);                                      |      |      |      |
   |- оценить результаты исследования;         |  +   |  +   |  +   |
   |- оформить   документацию,  предусмотренную|  +   |  +   |  +   |
   |директивными документами МЗ РФ;            |      |      |      |
   |- работать на анализаторах, имеющихся в ла-|  +   |  +   |  +   |
   |боратории.                                 |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По гематологическим исследованиям:         |      |      |      |
   |- идентифицировать клеточные элементы пери-|  +   |  +   |  +   |
   |ферической крови,  костного мозга, лимфати-|      |      |      |
   |ческого узла;                              |      |      |      |
   |- провести  морфологическую, цитохимическую|  -   |  +   |  +   |
   |дифференциальную диагностику острых  лейко-|      |      |      |
   |зов;                                       |      |      |      |
   |- провести морфологическую,  дифференциаль-|  -   |  +   |  +   |
   |ную диагностику хронических лейкозов;      |      |      |      |
   |- характеризовать стадии хронических лейко-|  -   |  +   |  +   |
   |зов и динамику гематологических изменений; |      |      |      |
   |- провести морфологическую дифференциальную|  -   |  +   |  +   |
   |диагностику парапротеинемических  гемоблас-|      |      |      |
   |тозов и их иммунохимическую идентификацию; |      |      |      |
   |- дифференцировать различные  формы  анемий|  +   |  +   |  +   |
   |по лабораторным показателям;               |      |      |      |
   |- интерпретировать  динамику   лабораторных|  -   |  +   |  +   |
   |показателей в различные стадии болезни;    |      |      |      |
   |- диагностировать агранулоцитоз по  гемато-|  +   |  +   |  +   |
   |логическим показателям;                    |      |      |      |
   |- интерпретировать   динамику  лабораторных|  -   |  +   |  +   |
   |показателей периферической крови и костного|      |      |      |
   |мозга при агранулоцитозе;                  |      |      |      |
   |- провести  дифференциальную   лабораторную|  -   |  +   |  +   |
   |диагностику геморрагических диатезов;      |      |      |      |
   |- оценить изменения периферической крови  и|  -   |  -   |  +   |
   |костного мозга при миелоидной дисплазии;   |      |      |      |
   |- дифференцировать LE-клетки;              |  +   |  +   |  +   |
   |- идентифицировать  лабораторные показатели|  -   |  -   |  +   |
   |при гистиоцитозах.                         |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По общеклиническим исследованиям:          |      |      |      |
   |- идентифицировать  клеточные и другие эле-|  +   |  +   |  +   |
   |менты в мокроте,  моче, желудочном и дуоде-|      |      |      |
   |нальном  содержимом,  ликворе,  экссудатах,|      |      |      |
   |транссудатах,  отделяемом половых  органов,|      |      |      |
   |коже,  волосах,  ногтях,  соскобах и другом|      |      |      |
   |биоматериале;                              |      |      |      |
   |- оценить лабораторные показатели при забо-|  -   |  +   |  +   |
   |леваниях  легких,  пищеварительной системы,|      |      |      |
   |органов мочевыделительной и половой  систе-|      |      |      |
   |мы, поражениях серозных оболочек;          |      |      |      |
   |- определять клинико-диагностическое значе-|  +   |  +   |  +   |
   |ние лабораторных показателей.              |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По цитологическим исследованиям:           |      |      |      |
   |- выявлять  клеточные  элементы  острого  и|  +   |  +   |  +   |
   |хронического  воспалительного  процесса,  в|      |      |      |
   |том числе гранулематозного, элементы грану-|      |      |      |
   |ляционной ткани;                           |      |      |      |
   |- дифференцировать пролиферацию,  гиперпла-|  +   |  +   |  +   |
   |зию, метаплазию и другие фоновые процессы; |      |      |      |
   |- цитохимические исследования  цитологичес-|      |      |      |
   |кого материала (PAS-реакция,  липиды,  фер-|      |      |      |
   |менты);                                    |      |      |      |
   |- отбор доставленного материала,  приготов-|  +   |  +   |  +   |
   |ление и окраска препаратов для цитологичес-|      |      |      |
   |кого исследования  (пунктаты   из  опухолей|      |      |      |
   |различной локализации,  транссудаты, экссу-|      |      |      |
   |даты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с|      |      |      |
   |поверхности  эрозий,  язв, ран, свищей, ма-|      |      |      |
   |териал гинекологических    профилактических|      |      |      |
   |осмотров, материал, полученный при эндоско-|      |      |      |
   |пических исследованиях и др.);             |      |      |      |
   |- микроскопическое исследование  материала,|  +   |  +   |  +   |
   |полученного при  гинекологических профилак-|      |      |      |
   |тических осмотрах (скрининг),              |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По клинической биохимии:                   |      |      |      |
   |- приготовить биоматериал для исследования;|  +   |  +   |  +   |
   |- приготовить реактивы;                    |  +   |  +   |  +   |
   |- обработать химическую посуду;            |  +   |  +   |  +   |
   |- проводить доступную очистку вещества;    |  +   |  +   |  +   |
   |- строить калибровочные кривые;            |  +   |  +   |  +   |
   |- проводить биохимические исследования;    |  +   |  +   |  +   |
   |- работать на приборах,  которыми  оснащена|  +   |  +   |  +   |
   |лаборатория;                               |      |      |      |
   |- подобрать  соответствующие  реактивы  для|  -   |  +   |  +   |
   |методов клинической биохимии,  адаптировать|      |      |      |
   |реактивы для используемой аппаратуры;      |      |      |      |
   |- производить необходимые расчеты;         |  +   |  +   |  +   |
   |- владеть методами исследования обмена бел-|      |      |      |
   |ков,  углеводов, липидов, ферментов, гормо-|  +   |  +   |  +   |
   |нов, водно-минерального, кислотно-основного|      |      |      |
   |состояния, системы гемостаза и др.;        |      |      |      |
   |- определить последовательность биохимичес-|  -   |  +   |  +   |
   |ких исследований;                          |      |      |      |
   |- проводить контроль качества  лабораторных|  +   |  +   |  +   |
   |исследований;                              |      |      |      |
   |- владеть методами постановки ориентировоч-|  -   |  +   |  +   |
   |ной и расширенной коагулограммы;           |      |      |      |
   |- проводить заменные  пробы  для  выявления|  -   |  +   |  +   |
   |дефицита факторов;                         |      |      |      |
   |- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудис-|  -   |  +   |  +   |
   |того, плазменного  гемостаза,  фибринолиза,|      |      |      |
   |антикоагулянтного звена.                   |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По паразитологическим исследованиям:       |      |      |      |
   |- дать  рекомендации   по  правилам  сбора,|  +   |  +   |  +   |
   |доставки, сохранения материала для  парази-|      |      |      |
   |тологических исследований;                 |      |      |      |
   |- приготовить  препараты  тонкого  мазка  и|  +   |  +   |  +   |
   |толстой капли с последующей окраской по Ро-|      |      |      |
   |мановскому;                                |      |      |      |
   |- идентифицировать до вида возбудителей ма-|  +   |  +   |  +   |
   |лярийных паразитов в тонком мазке и толстой|      |      |      |
   |капле крови  и определить интенсивность па-|      |      |      |
   |разитемии;                                 |      |      |      |
   |- исследовать пробы фекалий,  желчи, дуоде-|  +   |  +   |  +   |
   |нального содержимого,  мочи, мокроты с при-|      |      |      |
   |менением основных  паразитологических мето-|      |      |      |
   |дов, идентифицировать  в  них  возбудителей|      |      |      |
   |гельминтозов, протозоозов;                 |      |      |      |
   |- исследовать  биоматериалы  с  применением|  -   |  -   |  +   |
   |специальных паразитологических методов (ок-|      |      |      |
   |раска фиксированных   препаратов   фекалий,|      |      |      |
   |мокроты, ликвора) и идентифицировать возбу-|      |      |      |
   |дителей паразитозов;                       |      |      |      |
   |- идентифицировать в исследуемом биоматери-|  -   |  -   |  +   |
   |але возбудителей тропических и редких пара-|      |      |      |
   |зитов;                                     |      |      |      |
   |- идентифицировать в биоматериале  возбуди-|  +   |  +   |  +   |
   |телей венерических заболеваний;            |      |      |      |
   |- идентифицировать в биоматериале  возбуди-|  -   |  +   |  +   |
   |телей грибковых заболеваний;               |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По иммунологическим исследованиям:         |      |      |      |
   |- определить  групповую  и резус-принадлеж-|  +   |  +   |  +   |
   |ность;                                     |      |      |      |
   |- проводить исследование совместимости кро-|  -   |  +   |  +   |
   |ви донора и реципиента при  гемотрансфузиях|      |      |      |
   |и трансплантациях;                         |      |      |      |
   |- владеть навыками постановки методов опре-|  -   |  +   |  +   |
   |деления клеточного и гуморального иммуните-|      |      |      |
   |та;                                        |      |      |      |
   |- проводить  иммунологическое  исследование|  -   |  -   |  +   |
   |при бесплодии и патологии беременности, эн-|      |      |      |
   |докринных расстройствах   и   заболеваниях,|      |      |      |
   |острых и хронических интоксикациях и инфек-|      |      |      |
   |циях, при онкологических заболеваниях,  бо-|      |      |      |
   |лезнях сердечно-сосудистой,   кроветворной,|      |      |      |
   |дыхательной, мочевыделительной систем,  ор-|      |      |      |
   |ганов пищеварения, кожи;                   |      |      |      |
   |- проводить  иммунологические  исследования|  -   |  +   |  +   |
   |для диагностики болезней иммунной  системы:|      |      |      |
   |врожденных и приобретенных иммунодефицитов,|      |      |      |
   |аутоиммунной патологии, аллергических забо-|      |      |      |
   |леваний.                                   |      |      |      |
   |                                           |      |      |      |
   |По медико-генетическим исследованиям:      |      |      |      |
   |- провести диагностику по половому хромати-|  +   |  +   |  +   |
   |ну;                                        |      |      |      |
   |- определить Х и У хромосомы;              |  +   |  +   |  +   |
   |- исследовать кариотип;                    |  +   |  +   |  +   |
   |- культивировать лимфоциты крови для хромо-|  -   |  +   |  +   |
   |сомного анализа;                           |      |      |      |
   |- приготовить  препараты  культуры лимфоци-|  -   |  +   |  +   |
   |тов;                                       |      |      |      |
   |- приготовить хромосомные препараты;       |  -   |  +   |  +   |
   |- провести различное специальное  окрашива-|  +   |  +   |  +   |
   |ние препаратов;                            |      |      |      |
   |- провести кариотипирование;               |  -   |  +   |  +   |
   |- провести   индивидуальную   идентификацию|  -   |  +   |  +   |
   |хромосом;                                  |      |      |      |
   |- анализировать  число и структуру аномалий|  +   |  +   |  +   |
   |кариотипа;                                 |      |      |      |
   |- владеть  полуколичественными методами ди-|  -   |  -   |  +   |
   |агностики наследственных болезней;         |      |      |      |
   |- владеть молекулярно-генетическими метода-|  +   |  +   |  +   |
   |ми диагностики;                            |      |      |      |
   |- владеть физико-химическими методами диаг-|  +   |  +   |  +   |
   |ностики наследственных болезней;           |      |      |      |
   |- владеть методами пренатальной диагностики|  -   |  -   |  +   |
   |наследственных болезней.                   |      |      |      |
   |-------------------------------------------+------+------+------|
   |5. Манипуляции:                            |      |      |      |
   |- реанимационные мероприятия (искусственное|  +   |  +   |  +   |
   |дыхание, непрямой массаж сердца);          |      |      |      |
   |- промывание желудка через зонд;           |  +   |  +   |  +   |
   |- фиксация  позвоночника,  конечностей  при|  +   |  +   |  +   |
   |переломах, травмах;                        |      |      |      |
   |- остановка кровотечения;                  |  +   |  +   |  +   |
   |- определение групповой принадлежности кро-|  +   |  +   |  +   |
   |ви;                                        |      |      |      |
   |- взятие капиллярной крови для лабораторно-|  +   |  +   |  +   |
   |го анализа;                                |      |      |      |
   |- взятие венозной крови для анализа.       |  +   |  +   |  +   |
   ------------------------------------------------------------------
 
                                     Начальник Управления организации
                                         медицинской помощи населению
                                                           А.И.ВЯЛКОВ

Возврат к тексту приказа

Возврат к Приложениям 14-21




 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----