kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Конституционно-правовой режим платной медицинской помощи

М.А.Ковалевский
УМЦ ФГУ "КМЦЛ" Росздравнадзора,
2008

начало:

Действия государства, которым может обеспечиваться
конституционное право на платную медицинскую помощь

В противовес обеспечению основного содержания права на достойную жизнь (достойную жизнь в узком смысле), которое осуществляется посредством предоставления минимального уровня бесплатных благ, государство, как правило, не предусматривает и не должно предусматривать прямого вмешательства в сферу свободы, в том числе выделения средств на цели по обеспечению права на свободное развитие. Для обеспечения реализации данного конституционного права государство не создает, а также не использует для этого государственные организации. При этом наличие необходимого числа субъектов, предоставляющих дополнительные блага, их удобное для граждан нахождение и пр. (это требуется для того, чтобы не обесценилось содержание права на свободное развитие), обеспечивается различными способами.

Наиболее часто используемый способ стимулирования частной инициативы - это предоставление льготных условий (налоговых или иных):

  • для граждан - при получении ими благ, необходимых для свободного развития;
  • для частных организаций - при предоставлении ими этих благ.

В частности, признавая право гражданина на предоставление социального налогового вычета в виде сумм, уплаченных им за медицинские услуги, оказанные физическим лицом, занимающимся частной медицинской практикой, Конституционный Суд Российской Федерации высказал следующие правовые позиции10.

"...Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч.1): в Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения (ч. 2).

...Принимаемые в этих целях меры, в том числе при формировании соответствующей законодательной базы, призваны способствовать повышению доступности медицинских услуг предоставляемых в рамках как государственной и муниципальной, так и частной систем здравоохранения, с учетом степени их необходимости и востребованности в сложившихся социально-экономических условиях. Осуществляя соответствующее регулирование в области налогообложения, в том числе при установлении социальных налоговых вычетов, уменьшающих налоговое бремя, законодатель должен избегать необоснованных подходов к разным категориям субъектов медицинской деятельности, с тем чтобы потребители этих услуг не оказывались в дискриминационном положении...

...Исходя из конструкции и предназначения этого вычета, требования к обеспечению общедоступности медицинских услуг и необходимости соблюдения конституционного принципа равенства налогообложения, налогоплательщику, оплатившему медицинские услуги, должно быть предоставлено право воспользоваться социальным налоговым вычетом независимо от того, кем - юридическим лицом или физическим лицом, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимся частной медицинской практикой, были предоставлены услуги по лечению..."

В сфере здравоохранения в качестве гарантии права на свободное развитие предусмотрены такие конституционные институты, как частная система здравоохранения и добровольное социальное страхование (ст. 41, ч. 2; ст. 39, ч. 3 Конституции)11. В связи с этим, а также на основании ст. 2, 17-19 Конституции государство и муниципальные образования должны принимать меры, способствующие становлению и укреплению данных институтов.

Однако может сложиться положение, когда в результате подобных мер не удастся стимулировать создание частных учреждений здравоохранения в таком количестве, которое обеспечивало бы гражданам конституционное равенство в реализации права на свободное развитие независимо, например, от места жительства. Это может быть обусловлено, во-первых, низкой прибыльностью подобной деятельности при оказании некоторых видов медицинских услуг и, во-вторых, тем, что государство и муниципальные образования в силу трудного финансового положения не смогут создать те льготные условия, которые необходимы для стимулирования частной инициативы в сфере предоставления дополнительных медицинских услуг. В подобной ситуации государство и муниципальные образования не только вправе, но, более того, обязаны для обеспечения реализации гражданами этого конституционного права предоставить своим учреждениям здравоохранения возможность оказывать помощь (платную) сверх той (бесплатной), которая гарантирует право на достойную жизнь (в узком смысле).

Предоставление государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения права оказывать платные медицинские услуги может быть обусловлено не только необходимостью обеспечить реализацию пациентами своего права на свободное развитие в сфере медицинской помощи. Наделение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения правом оказывать платные медицинские услуги, осуществленное российским законодателем в начале 1990-х годов, было вызвано также необходимостью реализации иными участниками отношений в сфере здравоохранения - медицинскими работниками их конституционного права на достойную жизнь в условиях дефицита публичных средств на оплату бесплатной для граждан медицинской помощи, зачастую приводившего к многомесячным задержкам в выплате заработной платы работникам здравоохранения. У подавляющего числа медицинских работников их заработная плата, крайне незначительная по своему размеру, являлась единственным источником средств к существованию, и поэтому требование законодательства об оказании бесплатной медицинской помощи пациентам врачами, не имеющими элементарных средств к существованию, было чрезмерным (несоразмерным) ограничением их конституционных прав, нарушавшим конституционный принцип справедливости.

Ввиду этого в реальной жизни государственные и муниципальные учреждения здравоохранения вынуждены были самостоятельно зарабатывать недостающие денежные средства для обеспечения своей деятельности за счет оказания платной медицинской помощи12.

Законодатель, закрепив правила, в соответствии с которыми государственные и муниципальные учреждения, не являясь собственниками принадлежащего им имущества, подчиняются исключительно заданиям собственника этого имущества, который вправе изъять у учреждения излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению13, поставил эти учреждения настолько в подчиненное состояние по отношению к собственнику, что в их правовом статусе стали проступать черты, фактически близкие к чертам правового статуса не только феодального вассала14, но, более того, к статусу древнеримского "говорящего орудия" (раба). Действительно, хотя раб и не признавался римским правом в качестве полноценного субъекта, но он фактически обладал некоторыми элементами правового статуса, позволявшими ему осуществлять представительство в отношении деловых намерений хозяина, а также

"-...самостоятельно совершать некоторые коммерческие операции, которые, если они несут невыгоды, не налагают обязательств на хозяина, выгоды же автоматически обращаются в имущество хозяина...",
либо управлять выделенным ему хозяином и отдельно учитываемым имуществом - так называемым пекулием15.

Римское право закрепило следующее правило: за непопечение о больном рабе господин наказывается потерей его власти, а раб освобождается и зачисляется в один из разрядов неполноправных граждан16. В нашем случае государственное и муниципальное учреждение здравоохранения, недофинансируемое в 1990-х годах своим собственником - хозяином (государством или муниципальным образованием), в полной мере было подобно "больному рабу"17. В виду этого российский законодатель, руководствуясь конституционным принципом справедливости, воплощенным в известном со времен римского права правиле, частично "отпустил на волю" своих "больных рабов" - государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, позволив им оказывать, кроме бесплатной, также и платную медицинскую помощь18.

Вместе с тем с учетом различия основных целей деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения с целями деятельности частных учреждений здравоохранения предоставление подобного права должно быть не общим правилом, а специальной и чрезвычайной мерой, которая используется там, где, в частности, нет достаточного количества соответствующих частных учреждений здравоохранения, или государственные и муниципальные учреждения здравоохранения не обеспечиваются финансированием, позволяющим обеспечить конституционное право на достойную жизнь медицинским работникам соответствующих учреждений здравоохранения, а также конституционное право на медицинскую помощь, хотя уже и не бесплатную, обращающимся в эти учреждения пациентам.

В указанных выше случаях такая чрезвычайная мера, как оказание государственным или муниципальным учреждением здравоохранения платных услуг, дополнительных к тем, которые предусмотрены уровнем оказания бесплатной помощи, не является нарушением нормы ст.41, ч.1 Конституции Российской Федерации, предусматривающей бесплатное оказание гражданам медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данную норму нельзя рассматривать как прямой запрет на оказание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств граждан медицинских услуг, дополнительных к тем, что предоставляются в них бесплатно. В определенных ситуациях подобный запрет может стать необоснованным ограничением упомянутого выше права на платную медицинскую помощь, носящего конституционный характер, что не отвечает как общим принципам Конституции, так и смыслу соответствующих конституционных норм.

Подобное ограничение прав - это прямое нарушение общепринятого принципа международного права, закрепляющего неделимость основных прав. Данный принцип провозглашен в Резолюции N41/117 Генеральной Ассамблеи ООН от 04.12.1986 "Неделимость и взаимосвязь экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав". Согласно ему все права и все основные свободы человека неделимы и взаимосвязаны, поэтому развитие и защита одной категории прав (в нашем случае - права на бесплатную медицинскую помощь) никогда не может служить предлогом или оправданием для освобождения государства от развития и защиты других прав (в нашем случае права на свободное развитие в аспекте платной медицинской помощи).

Отметим также, что данный принцип уже использован в практике Конституционного Суда Российской Федерации19.

Таким образом, оказание государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в определенных чрезвычайных (особых) обстоятельствах платных медицинских услуг представляется конституционным. Однако необходим специальный, достаточно жесткий, а также обязательно гласный государственный и общественный контроль за следующим:

  1. действительно ли имеют место обстоятельства, служащие основанием для предоставления государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения права оказывать платную медицинскую помощь;
  2. не осуществляется ли этими учреждениями при оказании платной медицинской помощи злоупотребление предоставленным им правом, запрещенное Конституцией и федеральным законом (например, при наличии в учреждении здравоохранения достаточных публичных материальных и финансовых ресурсов для оказания гражданину бесплатной медицинской помощи медицинский работник, вместе с тем, требует оплаты данной помощи самим гражданином)20;
  3. не ограничивается ли при этом без конституционно значимых оснований и вне регулирования на уровне федерального закона конституционный принцип конкуренции21.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда

"...Деятельность по оказанию платной медицинской помощи российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем...22 ".

Принцип контроля за деятельностью медицинской организации, оказывающей платную медицинскую помощь, является одной из важнейших нормативных гарантий надлежащего оказания данной помощи гражданину. При этом должен обязательно осуществляться реальный и тщательный публичный контроль за платной медицинской помощью, что предполагает наличие полностью укомплектованного необходимыми кадрами публичного органа, который такой контроль осуществляет (это не исключает и не может исключать возможность наличия в дополнение к этому также и частного контроля за данной помощью). Примером публичного контроля служит уже упоминавшийся ранее лицензионный контроль, хотя им публичный контроль далеко не исчерпывается. В публичном учреждении здравоохранения контроль за оказанием платной медицинской помощи осуществляет также и публичный собственник имущества данного учреждения - соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Этот контроль можно рассматривать в качестве публичного контроля, если он осуществляется специальным органом власти, уполномоченным на это собственником имущества учреждения. В основании такого публичного контроля должен лежать властный односторонний административный акт, а не гражданско-правовой договор между учреждением здравоохранения и публичным собственником его имущества, предусматривающий свободу выбора условий договора и равенство его сторон (как это иногда предлагается23). В ином случае контроль в значительной степени утратит свои публичные черты.

Предпосылки введения публичного контроля при оказании медицинской помощи, в том числе платной, будут исследованы отдельно.

В заключение необходимо специально подчеркнуть: оказывая платные медицинские услуги, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения фактически становятся в данной части своей деятельности некоторой компонентой уже не государственной и муниципальной, а частной системы здравоохранения. Ввиду этого при изменении обстоятельств, явившихся причиной предоставления государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения права оказывать платную медицинскую помощь, атакже при злоупотреблении данными субъектами своим правом, это право должно быть аннулировано.

продолжение: Конституционно-правовой режим договора на оказание платной медицинской помощи (договор возмездного оказания медицинских услуг)


Сноски [показать]




 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----