kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Эмоциональный контакт

Кэрролл И. ИЗАРД
[Вандербильдский университет США]

Лицо человека — своеобразный центр передачи и приема социальных сигналов, которые оказывают существенное влияние на индивидуума, на сплоченность его семьи и на развитие всего общества в целом. Экспрессивное поведение в наше время исследуется различными отраслями науки, поскольку понимание роли мимики в эмоциональном и социальном общении людей требует одновременного изучения ее эволюционно-биологических, социально-культурных и нейрофизиологических аспектов.

Важные психологические и социальные функции мимики обнаруживаются уже у новорожденного (по данным лаборатории покойного академика П. К. Анохина отдельные эмоциональные реакции мышц лица наблюдаются даже у плода в возрасте от 24 до 36 недель). Задолго до того, как грудной ребенок произнесет первое слово, его мимика передает сообщения, которые имеют решающее значение для формирования взаимной привязанности между матерью и ребенком, для полноценного развития малыша. Эти "сообщения" жизненно важны не только потому, что они главное средство общения ребенка с окружающим миром, но и позволяют судить о его эмоциональном состоянии. Выражение лица ребенка говорит нам, радуется он или грустит, рассержен или напуган, удивлен или смущен. Если бы мы не могли "читать" по лицу ребенка, мы не могли бы понять его важнейшие потребности. Мы не могли бы сочувствовать ребенку и сообщить ему о нашем сочувствии.

Значение улыбки в развитии отношений "мать — ребенок" и в социальном развитии индивидуума отмечал еще Дарвин. Исследования показали, что грудные дети, достигшие шести месяцев, могут различать выражения радости и гнева на лице взрослого. Они охотнее и дольше следят за выражением радости, не только распознавая, но и предпочитая именно это выражение. И это не случайно: выражение положительных эмоций играет важную роль в развитии зрительного внимания ребенка. Клинические данные показывают, что недостаток в обмене положительными эмоциями между матерью и ребенком (или другим взрослым воспитателем) может привести к серьезным психическим и медицинским расстройствам у детей грудного и раннего возраста.

Ребенок растет и начинает ходить. Выражение эмоций на его лице приобретает все большее значение для взаимодействия со сверстниками (а оно лротекает, как правило, в игре) и для установления отношений, характеризующих социальную жизнь малыша.

Эмоциональная мимика — это язык без слов, язык эмоций. В настоящее время многочисленные исследования убедительно подтверждают мысль, впервые высказанную в науке Чарлзом Дарвином, что язык без слов универсален и одинаково понимается всеми людьми нашей планеты.

ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ МИМИКИ

Современные ведущие теоретики-этологи разделяют утверждение Дарвина о том, что мимика — это продукт эволюционного процесса. Дарвин полагал, что мимические движения возникали из "полезных привычек" или намеренных движений — незавершенных, подготовительных фаз таких их видов, как нападение, бегство, оборона, мышечные сокращения, связанные с дыханием и зрением. В ходе эволюции мимика превратилась в систему социальных сигналов, передающих информацию о побуждениях или внутренних состояниях субъекта. Нередко испуганное лицо собрата сигнализировало другим членам группы об опасности, то есть о внешних событиях.

Исследования эмоциональной мимики у людей разных национальностей убедительно показали, что такие эмоции, как эмоции радости, удивления, грусти, гнева, отвращения и страха, носят врожденный характер: они выражаются и понимаются совершенно одинаковым образом всеми людьми, даже теми, которые не знают письменности и почти не имеют контактов с современной цивилизацией. То же самое справедливо для эмоций интереса, презрения и стыда.

Эти девять основных эмоций и соответствующая им мимика представляют фундамент, свободный от языковых и культурных различий и обеспечивающий взаимное понимание между представителями всех культур.

Хотя фундаментальные эмоции и их выражение носят врожденный и универсальный характер, большая часть поводов, вызывающих эти эмоции, и соответствующие им умственные и двигательные реакции приобретаются после рождения. Во всех культурах практика воспитания детей, правила игры со сверстниками формируют определенные отношения к эмоциям и их выражению. Причем обнаруживаются существенные различия между правилами или нормами эмоционального выражения. Например, восточные народы обычно более сдержанны в выражении своих эмоций, чем западные. Японская семья, оплакивая умершего, скрывает свое горе и отчаяние от других, и на лицах ее членов можно скорее увидеть улыбку, чем выражение горя. Японцы гораздо серьезнее относятся к презрительным взглядам, чем европейцы и американцы.

В течение последнего десятилетия все большее значение приобретало изучение роли мимики в межличностном общении и других сторонах социального поведения. Исследования показали, что большинство оттенков во взаимоотношениях между людьми передается через выражение лица. Когда слова человека вступают в конфликт с его эмоциональной мимикой, доминирует сообщение, передаваемое эмоциональным путем. Эмоции, отражающиеся на лице, "слышны" лучше, чем речь.

Исследования установили и следующее: мимика детей, смотрящих агрессивный фильм, позволяет предсказать степень их агрессивности в последующей стадии эксперимента. Дети, которые выражали радость, глядя на акты насилия, оказались более агрессивными в последующей экспериментальной ситуации.

Имеются основания считать, что мимика продолжает выполнять очень важные функции и для самого человека. Например, мышцы лица при эмоциональном напряжении используют некоторую часть нервной энергии. Вот почему хроническое ограничение выразительных движений может привести к тому, что эта энергия обрушится на чувствительные внутренние органы и повлечет за собой развитие таких заболеваний, как гипертония, язва желудка, астма. Это продемонстрировала серия экспериментов, показавшая, что люди значительно отличаются друг от друга по выражению своих чувств в стрессовых ситуациях. У лиц с яркой мимикой меньше изменялись функции внутренних органов, например, частота сердцебиений и дыхания.

Установлена зависимость между эмоциональной выразительностью и некоторыми чертами характера. Индивидуумы, страдающие умственной отсталостью или некоторыми формами психических расстройств, с меньшей точностью распознают выражения лица окружающих, чем здоровые люди.

Мимика человека и животных, по всей видимости, выполняет сходные функции. Этологи исследовали выразительные движения многих видов животных, начиная с рыб и кончая человекообразными обезьянами. Известные этологи Карл фон Фриш, Конрад Лоренц и Нико Тинберген, исследовавшие экспрессивное поведение пчел, рыб, птиц и других животных, первыми из представителей этой науки получили Нобелевскую премию. Их работа продемонстрировала огромную роль, которую экспрессивное поведение играет в групповой жизни животных. Другие этологи детально исследовали структуру и функции мимических движений у обезьян, в особенности у макак-резусов и шимпанзе. Чем сложнее организм, чем выше он стоит на лестнице развития живой природы, тем разнообразнее и сложнее выразительные движения. Выражение таких эмоций, как страх или гнев, в какой-то степени сходны у ряда видов, как, например, у человекообразных обезьян и человека.

МИМИКА И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

До сих пор мы не знаем во всех деталях роли нервной системы в организации мимики, хотя некоторый прогресс в этой области уже достигнут. Значительная часть имеющихся экспериментальных данных говорит о том, что фундаментальные механизмы эмоционального поведения, в том числе мимики, расположены в филогенетически старых отделах мозга, то есть в тех его частях, которые в ходе эволюции возникли первыми. Наиболее молодой отдел мозга (неокортес) завершает окончательное формирование этой реакции, что приводит к возникновению субъективного переживания или осознанию эмоции.

Тесная связь между эмоциями и выражением лица, значение этой связи для развития человека и социального общения хорошо известны. Тем не менее до сих пор остается неисследованной роль обратной связи "лицо-мозг" в нейрофизиологических механизмах эмоций. Дарвин часто говорил о мимике как о результате или сопровождении эмоций. И тем не менее он недвусмысленно высказал мысль о том, что мимика способна контролировать и регулировать эмоциональное состояние. "Свободное внешнее выражение эмоции усиливает ее. С другой стороны, подавление (пока это возможно) всех внешних проявлений смягчает наши эмоции".

Автор настоящей статьи рассматривает мимическое выражение как неотъемлемую часть эмоции, выступающую наряду с особой формой активности нервной системы и субъективным переживанием. В нормальных условиях мимическое выражение и импульсы, идущие от мышц лица к мозгу, предшествуют появлению специфического эмоционального состояния, которое в конечном итоге формируется в коре головного мозга нервными импульсами, идущими от лица. Автор допускает возможность возникновения эмоционального переживания без внешне наблюдаемого мимического выражения благодаря двум механизмам. Во-первых, мимические движения могут быть слишком быстрыми для того, чтобы их увидеть невооруженным глазом (это было установлено анализом моментальных снимков лица). Во-вторых, эмоциональное переживание может возникнуть через внутреннюю нервную "модель" выражения лица, соответствующую данной эмоции.

Серия недавно проведенных экспериментов частично подтвердила гипотезу о том, что мимика может вызывать эмоциональное переживание. В одном из экспериментов испытуемых просили произвольно сокращать отдельные мышцы лица таким образом, чтобы в конце концов они, сами того не подозревая, воспроизводили мимическое выражение гнева. Впоследствии участники эксперимента говорили, что они испытывали нечто, напоминающее гнев. Разница между интенсивностью их эмоционального состояния до и после имитации мимического выражения гнева оказалась статистически достоверной.

В следующей серии экспериментов ставилась обратная задача: изучалось, как влияет уменьшение мимики на различные стороны социального поведения макак-резусов. Выражение эмоций было нарушено специально проведенной операцией, однако полностью не исчезло. Опыты ставились на нескольких парах взрослых обезьян, небольших группах обезьян и молодых детенышей, прооперированных в трехнедельном возрасте и наблюдаемых в манеже, вмещающем две пары "мать — ребенок". Результат не замедлил сказаться: почти полное устранение мимики привело к усилению агрессивности, снизились голосовые реакции и игровая активность, уменьшилась взаимная чистка шерсти животными. Были и отдаленные последствия опыта: ослабли эмоционально-положительные контакты животных, появилась неустойчивость групповой организации, о чем свидетельствовали частые изменения ее иерархической структуры.

Сознательное вызывание эмоций и соответствующей им мимики — еще одна область исследований, которой до сих пор уделялось мало внимания, несмотря на давние замечания Чарлза Дарвина о том, что мимика может быть использована для усиления положительных и ослабления отрицательных эмоций. Нейрофизиологи установили, что новая кора у человека и обезьян может регулировать выразительные движения или влиять на них. Однако не было получено ответа на вопрос, может ли кора больших полушарий полностью предотвратить всякую активность экспрессивных мышц, иначе говоря, проявление мимики у переживающего ту или иную эмоцию.

То, что эмоции могут вызываться произвольно, было продемонстрировано в ряде лабораторий. В частности, мои исследования 1972 года показали, что испытуемые, которых просили вспомнить ситуацию, вызывавшую у них определенные эмоции, говорили о повторном возникновении эмоции, причем усиливалась активность лицевых мышц, участвующих в ее выражении.

Профессор П. В. Симонов провел серию аналогичных исследований (1962 год) с профессиональными русскими актерами, обученными по методу Станиславского, который считал внутренний контроль за эмоциональным состоянием важным элементом мастерства актера. Вот суть опыта. Актеров просили мысленно представить себе определенные эмоционально окрашенные ситуации или в других случаях, самим придумать соответствующие сцены. В этот момент регистрировались ритм сердца, электрическая активность мозга, показатели кожных потенциалов — частота сердцебиений повышалась, существенно изменялись электроэнцефалограмма и кожные потенциалы. В ряде случаев наблюдались четкие изменения выражения лица, хотя мимические реакции специально здесь и не исследовались.

Зачем нужны эти и другие подобные им исследования? Изучение подсознательных мимических движений, которые обычно сопутствуют эмоциональному напряжению человека, исследование произвольного контроля за мимикой лица в первую очередь имеют большое значение для нейрофизиологических теорий эмоций и для теории межличностного общения. Чтобы более глубоко проникнуть в суть человеческого поведения, необходимо изучить, каким образом мимика может воздействовать на других людей. Существенное значение для эволюционной и социальной психологии представляют исследования мимики как способа усиления, ослабления, дополнения или маскировки того, что выражено словами. Использование мимики как средства регуляции эмоций имеет практическое значение и для психотерапии и для совершенствования межличностных взаимоотношений.

КАКИЕ СООБЩЕНИЯ НЕСУТ ОСНОВНЫЕ МИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Девять основных эмоций с характерной для них мимикой составляют главную мотивационную систему человека, то есть побуждающую к тем или иным действиям. Каждая из них сопровождается специфическим переживанием и каждая стремится вызвать у партнера определенный тип поведения. Когда мы испытываем какую-либо эмоцию, она оказывает на нас специфическое воздействие. Когда мы выражаем какую-либо эмоцию на нашем лице, мы сообщаем окружающим о том, что мы чувствуем, и даем известное представление о тех действиях, которые собираемся совершить.

Коротко проанализируем каждую из этих фундаментальных эмоций (эмоции обозначены двумя терминами, например, "интерес — ажиотаж"; первый термин соответствует умеренной степени эмоционального возбуждения, второй — более высокой).

Радость — наиболее желаемая (во всяком случае, для большинства людей) эмоция, однако в некоторых отношениях это и наиболее трудно достижимое чувство. Каждый человек нуждается в радостных моментах в своей жизни. И тем не менее, если бы человек постоянно находился в состоянии радости, он не смог бы сочувствовать людям, которые страдают, не смог бы должным образом реагировать на сложности окружающего его мира.

Радость — это не прямое следствие стремления получить ее. Невозможно обрести счастье на пути непрерывных успехов и достижений. Счастье возникает как вторичный результат событий и стечения обстоятельств на вашем жизненном пути, человек не в состоянии испытать счастья, непосредственно стремясь к нему, без преодоления преград и затруднений. Трудно говорить о нейрофизиологических механизмах радости, поскольку радость не является прямым результатом специфического действия. Это скорее вторичный продукт восприятия мысли или действия.

Радость в жизни человека имеет огромное значение, которое простирается далеко за пределы наслаждения самим ощущением. Улыбка радости на лице человека — наиболее общий и эффективный из существующих социальных не речевых сигналов. Ваша улыбка вызывает улыбку на лице другого человека, и, наоборот, и нам приходится пускать в ход приобретенные механизмы торможения, если мы хотим предотвратить появление на своем лице улыбки в ответ на теплую улыбку другого человека.

Что такое радость? Давайте сначала скажем, чем она не является. Радость — это не еда, не питье, не секс, хотя она может вызываться любым из этих действий. Радость также не есть ощущение приятного. Ощущение удовольствия, вызываемое, например, едой или питьем, может предшествовать ощущению радости, но не определяет ее. Радость обычно следует за личным достижением или процессом творчества, где радость не есть самоцель. Таким образом, радость — это удовлетворение своим действием, а "социальная радость" — удовлетворение совместным действием группы людей.

Радость характеризуется чувством доверия и сознанием своей значимости для других, ощущением того, что ты любим или любишь. Доверие и осознание личной значимости, которые обретаются в радости, дают нам ощущение того, что мы в состоянии справиться с трудностями и испытать удовольствие от жизни. Радость характеризуется не только удовлетворением собой, но и принятием (одобрением) со стороны других людей, установлением хороших "отношений" со всем окружающим нас миром.

Поскольку люди представляют собой самые интересные объекты окружающей нас среды, они являются и самым важным источником радости. Не может быть сомнения в том, что улыбка ребенка приносит радость матери, усиливает ее чувство привязанности к своему ребенку и повышает шансы ребенка на выживание. Поскольку радость может возникать в результате ослабления боли, нервного напряжения и отрицательных эмоций, она способна вызвать влечение или привязанность к тому объекту, который помог устранить ту или иную отрицательную эмоцию. Наконец, радость облегчает социальные контакты. Роль радости в развитии межличностных отношений и межличностных эмоциональных связей принципиально отличается от удовлетворения таких биологических потребностей, как голод или жажда. Это было продемонстрировано советской исследовательницей Ки-стяковской. Она показала, что дети испытывали чувство привязанности к тому, кто находил время для контакта с ними, а не к такому воспитателю, который лишь ухаживал за ребенком — кормил, одевал его.

Интерес — наиболее часто переживаемая эмоция — чрезвычайно важна для формирования различных навыков и интеллекта. Интерес — единственная мотивация, способная сделать работу приятным занятием в течение длительного времени. Он совершенно необходим для творчества.

Мы испытываем интерес к тому, что ново или отлично от ранее увиденного, но он активируется также и осознанием новых возможностей. Изменение среды или открывшаяся возможность могут быть связаны с чем-то, находящимся вне нас, или же возникают внутри нас, благодаря воображению, памяти и мышлению.

Трудно переоценить значение эмоции интереса для развития личности и отношений между людьми. Люди — наиболее изменчивые и непредсказуемые объекты окружающего нас мира, а ведь интерес активируется и поддерживается изменениями и новизной. Интерес играет важную роль не только в усилении взаимного влечения, но и в длительном сохранении привязанности. Супружеские пары, которые продолжают интересовать друг друга как личности, принадлежат к числу тех, которые долгие годы живут вместе и получают удовольствие от постоянного общения друг с другом.

Именно эмоция интереса заставляет индивидуума заниматься деятельностью или осваивать новые навыки до тех пор, пока он не приобретет соответствующую квалификацию. Эти вновь приобретенные способности усиливают его интеллект. Интерес необходим для поддержания любого длительного усилия, так как без него не происходит мобилизации физиологических функций, необходимых для продолжительной деятельности. Мы от рождения снабжены эмоцией интереса, и эта эмоция не позволяет нам сохранять наш индивидуальный мир застывшим в мертвом однообразии.

Если интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция, то дистресс — наиболее часто встречающаяся отрицательная эмоция, но между тем выполняющая важные биологические и психологические функции.

Разлука, физическая или психологическая, на протяжении всей жизни человека остается основной и наиболее распространенной причиной дистресса. Когда нам приходится покидать свою семью или друзей, мы страдаем, но мы можем ощущать себя одинокими, покинутыми, утратившими связь с окружающим нас миром людей, даже находясь в толпе людей.

Другой важной причиной дистресса служит неудача, реальная или воображаемая. В этой области причины страдания зависят от индивидуальных свойств человека. Один студент может радоваться полученной четверке, в то время как другой будет переживать, поскольку он ожидал пятерки.

Но каково значение дистресса? Еще Дарвин отметил, что слезы предотвращают высыхание слизистой оболочки полости носа. Слезы также содержат фермент лизоцим, который защищает слизистую оболочку от опасных бактерий. С. Томкинс выделил три основных функции дистресса: во-первых, дистресс сообщает самому человеку и окружающим, что что-то не в порядке; во-вторых, дистресс заставляет человека поступать таким образом, чтобы устранить источник этого ощущения или изменить взаимоотношения с каким-либо объектом, вызвавшим дистресс; и, наконец, дистресс вызывает отрицательную мотивацию, а некоторое количество отрицательной мотивации необходимо для того, чтобы сделать нас более восприимчивыми к нашим собственным проблемам и к скорбям рода человеческого.

Дистресс служит еще одной, чрезвычайно важной цели, выполняя ту функцию, которую он выполнял в процессе эволюции человека и продолжает выполнять до сих пор: дистресс укрепляет сплоченность группы людей, будь то семья или общество. Поскольку разлука вызывает дистресс, избегание или предотвращение дистресса играет роль мощного фактора, который надежно привязывает человека к любимым людям или друзьям.

Когда группу молодых людей попросили представить себе, как им жилось бы в мире без дистресса, почти все они ответили, что это был бы мир без радости и любви. Более того, многие из них выразили сомнение в том, что это был бы мир живых людей.

Некоторые теоретики считают, что отвращение возникло из пищевой потребности и связанного с ней поведения. Таким образом, прототипом ситуаций, вызывающих отвращение, было нечто, что было "невкусно".

Чувство отвращения напоминает чувство тошноты с дурным привкусом во рту. Вам хочется избежать контакта с объектом отвращения. Если отвращение слишком сильно, оно может действительно вызвать у вас приступ рвоты.

В ходе эволюции отвращение наверняка помогало нашим предкам поддерживать окружающую среду в достаточной чистоте, необходимой для их здоровья, не допускало, чтобы они ели испорченную пищу или пили грязную воду. Отвращение не было совершенным детектором отравляющих веществ, но оно помогало их обнаружить. Вероятно, отвращение играло также некоторую роль в поддержании личной гигиены. Дурные запахи тела и очень неряшливый вид могут вызывать отвращение у самого человека или у других людей.

Отвращение может быть направлено против идеи или личности, а также себя самого. Отвращение, смешанное с гневом, очень опасно, так как гнев мотивирует "нападение", а отвращение — желание "отделаться". Отвращение, так же как и гнев, может быть направлено против самого индивидуума, а отвращение к самому себе способно понизить чувство собственного достоинства и собственной ценности. Исследования, проведенные на нормальных субъектах и госпитализированных больных, показали, что гнев и отвращение, направленные на себя самого, обычно характерны для состояния депрессии.

Гнев принято рассматривать как целиком "плохую" эмоцию. Конечно, последствия неконтролируемой ярости могут быть чрезвычайно серьезными. В то же время гнев сослужил полезную службу в эволюции человека и продолжает выполнять некоторые полезные адаптивные функции. Почти все без исключения люди испытывают в какие-то моменты известную степень гнева, другое дело — выражаем мы этот гнев или нет и каким образом.

В состоянии гнева кровь "закипает", лицо пышет жаром и мышцы напрягаются. Человек чувствует себя сильным и испытывает побуждение ударить, напасть на источник своего гнева. Чем сильнее гнев, тем сильнее и энергичнее чувствует себя человек, тем сильнее потребность к физическому действию. В состоянии ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек вот-вот взорвется, если он не даст выход своему гневу. Эмпирические исследования показали, что гнев заставляет человека испытывать большое напряжение, которое обычно переживается им лишь в состоянии страха, причем человек чувствует себя значительно более уверенным, чем при любой другой отрицательной эмоции. Мы не всегда связываем гнев со смелостью, так как во многих случаях гнев быстро сменяется ощущением страха или вины при оценке возможных последствий гнева.

В ходе эволюции гнев был необходим для выживания наших предков. Его ценность заключается в способности быстро мобилизовать энергию человека до такой степени, чтобы он мог решительно бороться за свое существование. С развитием цивилизации потребность в этой функции стала настолько редкой, что в настоящее время многие ученые рассматривают ее скорее как врожденную склонность, чем приспособительно-ценное качество. Этологи говорят, что судьба гнева может служить примером того, как культурная революция взяла верх над биологической эволюцией. В современную эпоху, за исключением редких случаев самозащиты или защиты своих близких, яростное нападение почти всегда ведет к нарушению норм закона или этических правил.

Одна из форм приспособления к этой эмоции — обучение выражать свой гнев словами и достаточно тактичным образом, чтобы не рассердить других людей и не прервать общения с ними. Открытая же форма гнева может быть полезной в таких оправдывающих себя случаях, как протест против покушения на безопасность личности, против ее угнетения. В подобных случаях контролируемый гнев придает человеку психологическую силу (уверенность в себе), необходимую для того, чтобы человек мог "постоять за себя". Результаты клинических и экспериментальных исследований показывают, что неспособность продуктивно выразить справедливый гнев приводит к нарушению ясности мышления, "отравлению" отношений с другими людьми и психоматическим заболеваниям.

Попытка проанализировать роль презрения в ходе эволюционного развития и найти его адаптивные и конструктивные функции в современной жизни не проста. В процессе эволюции презрение, вероятно, возникло как средство подготовки человека или группы людей к встрече с противником. Например, молодой человек может готовиться к защите самого себя или своей группы с такими мыслями: "Я сильнее его, я лучше". И это чувство собственного превосходства, подобно гневу или отвращению, до некоторой степени переживается как чувство враждебности. Презирая, человек испытывает предубеждение против какого-либо предмета, человека или группы людей.

В процессе эволюции презрение могло играть конструктивную роль в формировании навыков защиты от окружающей среды или хищников. В какой-то степени презрение служит социально-конструктивной цели и сегодня, когда оно направлено против тех, кто является причиной загрязнения среды, безнравственности, гнета, преступлений или войны. Однако гораздо легче перечислить отрицательные последствия этой эмоции.

Презрение — центральная эмоция во всех видах предрассудков, в том числе и в расовых предрассудках. Из всех трех эмоций в тройственном союзе эмоций враждебности — гнева, отвращения и презрения — презрение наиболее "холодная". Гнев — "горячая" эмоция, побуждающая к незамедлительному действию. Презрение холодно и отчужденно, оно скорее приведет к агрессии с коварством и обманом. Чувство презрения к другому человеку как бы обезличивает этого человека, другой воспринимается как некто, лишенный человеческого достоинства. Благодаря этим своим характерным чертам презрение может мотивировать человека к уничтожению себе подобных.

Любое неожиданное явление служит внешним поводом для удивления, но отнюдь не каждый может его описать. Одно из объяснений этому — мимолетность самого ощущения. Однако наиболее веская причина заключается в том, что в момент удивления мозг человека как бы перестает функционировать. Как будто нормальный процесс мышления на мгновение прерывается. А следовательно, память плохо фиксирует ощущение удивления и совсем не фиксирует ощущение испуга. Удивление немного напоминает легкий удар электрическим током: мышцы резко сокращаются, и вы почти ощущаете, как электрический ток бежит по вашим нервам, заставляя вас вскакивать.

Из приведенного выше описания ясно, что удивление — чрезвычайно неустойчивое чувство. Оно быстро приходит и быстро проходит. Но если удивление носит столь мимолетный характер и лишь в незначительной степени направляет действия и мышления человека, каковы же тогда его функции? Его основная функция — помочь человеку подготовиться к реакции на новое или неожиданное событие и на последствия этого события. С точки зрения эволюционного развития это очень важная эмоция, направленная на выживание вида.

Человек постоянно испытывает ту или иную эмоцию, а зачастую и несколько эмоций одновременно. Некоторые эмоции обладают сильной психологической инерцией. Расстройство — хороший пример эмоции, которую не удается быстро устранить (всем психологам-клиницистам хорошо известно, как трудно бывает устранить депрессию — состояние, в котором преобладает эмоция уныния, безнадежности). Но вот на пути опечаленного человека неожиданно появляется, к примеру, змея или мчащийся автомобиль, это могло бы означать верную смерть, если бы испуг не помог ему молниеносно изменить свое эмоциональное состояние.

Итак, удивление освобождает нервную систему от эмоциональной нагрузки, которая препятствует приспособлению к неожиданному изменению в окружающей среде. Один из ученых, Сильен Томкинс, справедливо назвал удивление "эмоцией, очищающей нервные каналы". Оно очищает нервные пути для новой, качественно отличной деятельности.

Эмоции стыда и робости тесно связаны между собой. Некоторые ученые считают, что они просто различные проявления одной и той же эмоции.

С точки зрения эволюции развитие стыда, очевидно, обусловливалось потребностью в общепринятых эталонах поведения (воспитание детей), требованиями развития социального сообщества и сплоченности группы. Если речь, манеры или другие формы социального поведения ребенка не соответствуют в достаточной мере социальному поведению других членов группы, он становится объектом осуждения и даже презрения, а это обычно вызывает стыд.

С. Томкинс считает, что все, что нарушает или уменьшает (не подавляя окончательно) интерес или радость, должно вызывать стыд. Интерес здорового ребенка принимает множество различных форм, многие вещи возбуждают его и побуждают его к исследованию окружающего мира. Вследствие "незрелости" его оценок он неизбежно начнет изучать то, что его родители считают плохим и предосудительным. Получивший внушение ребенок быстро теряет интерес к объекту своего исследования, его внимание переносится на личную обиду, в результате чего возникает стыд.

Таким образом, основным поводом для стыда служит резкое смещение внимания на себя самого, в особенности когда личность сталкивается с препятствием на пути к интересному объекту и приятной исследовательской деятельности. Как говорит Томкинс, стыд присущ любому человеку, когда желание превышает возможность его удовлетворения. Стыд возникает только при наличии социальной связи: вам должно быть не безразлично, что другие думают о вас и как они к вам относятся.

Стыд — страх самоуважения. У каждого человека есть границы самоуважения и чув-с-ва собственного достоинства. Большинство людей не подозревают, до какой степени их поведение обусловливается стремлением габежать стыда, как много мы делаем для того, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, чтобы мы могли ходить с горло поднятой головой, а не стыдливо прятать ее от окружающих. Стыд защищает наше достоинство, ощущение того, что ты полноправный и компетентный член общества. Именно повышенная чувствительность к твоей неправоте или неспособности вызывает в нас стыд.

Каждому человеку знакомо чувство страха. В то или иное время страх накладывает на нас свой отпечаток. Он формирует в нашей памяти незабываемые впечатления, которые часто можно легко вспомнить и которые иногда всплывают в нашем сознании во сне. Страх — наиболее труднопереносимая из всех эмоций. Сильный страх способен убить человека. Животные и человек иногда буквально "пугаются до смерти".

Страх заставляет мышцы напрягаться, готовясь к действиям, а ужас делает тело человека "застывшим", неподвижным. Исследование страха, внушенного с помощью гипноза, показало, что страх часто переживается как конфликт между "застыванием", с одной стороны, и желанием убежать — с другой. Страх испытывается как опасение, беспокойство, неуверенность, беззащитность. Человек ощущает угрозу своему существованию: это может восприниматься как физическая угроза или как нарушение душевного равновесия.

Функция страха в эволюции животных и человека достаточно ясна. Он мотивировал стремление избежать опасности и мобилизовывал энергию для такого побега. Страх, предчувствие страха и избегание страха сегодня выполняют ту же функцию; однако, предвидя опасность и ведя себя соответствующим образом, мы можем избежать сильного страха. В детском возрасте мы боимся беззаботно пересекать улицу, по которой движется много машин, но, став взрослыми, мы перестаем бояться быстро приближающегося автомобиля, поскольку уже научились соотносить расстояние до машины, ее и свою скорости.

Иногда бывает необходимо использовать страх при обучении детей избегать опасности. Однако здесь чрезвычайно важно, каким образом ребенка учат использовать свой страх: реакции родителей и воспитателей на страх ребенка могут развивать в нем склонность терять над собой контроль при возникновении легкого страха или, наоборот, развивать в ребенке смелость и самообладание. Обучать страху можно и бессознательно. Например, если ребенка наказывают за то, что он плачет, у него может сформироваться связь между страхом и дистрессом таким образом, что позже по всякому поводу дистресс будет вызывать страх. А так как дистресс — довольно частое эмоциональное состояние, связь между страхом и дистрессом может причинить человеку большой вред.

Воспитание устойчивости к страху важно со многих точек зрения, оно весьма необходимо для развития способности к риску, исследованию и творчеству. Смелые действия, исследование и творчество неизбежно связаны с неопределенностью и неизвестностью, а встреча лицом к лицу с неизвестным, вероятно, представляет собой врожденный или по крайней мере главный стимул страха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти во всех видах общения между людьми выражение основных эмоций и их комбинаций представляет собой важный язык, который не требует слов. Язык эмоциональной мимики может подчеркнуть или дополнить то, что мы передаем словами. Но подчас наше лицо противоречит тому, что мы говорим, и его выражение может целиком изменить смысл словесного сообщения. Хотя мы не всегда отдаем себе в этом отчет, мы постоянно передаем и принимаем мимические сигналы эмоций, сигналы, которые обнаруживают (а иногда и скрывают) наши подлинные чувства.

Одновременное возникновение более чем одной эмоции, приобретенное умение их тормозить или маскировать делают эмоциональный язык чрезвычайно сложным и трудным для восприятия. В то же время этот язык не преподается ни в одной из школ. Знание этого языка обычно носит интуитивный характер. Овладение этим языком базируется на универсальности (врожденности) эмоциональной мимики, его "словарь" приобретается в процессе "обучения" ребенка родителями, школьными учителями и товарищами-сверстниками. С точки зрения автора статьи, эмоциональное общение есть важнейшее средство, с помощью которого мы устанавливаем и поддерживаем отношения между собой подобными.


 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----