Островок здоровья
|
|||||
|
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
|
||||
Приложение 2. Оценка нервно-психического развития<*> <*> Инструктивно-методические материалы по контролю и слежению за развитием и здоровьем детей, ведению формализированной истории
развития ребенка (ф. N 112/У) - приложения 6, 13, 14, 15, 16, 17 (МЗ СССР, 1988).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов. Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития. Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии. Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память). Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми. Большинство показателей нервно-психического развития определяется по "Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет", кроме определения развития мышления к речи и общей моторики. При необходимости развитие ручной моторики также может быть проверено медицинской сестрой или врачом. При наличии отклонений в разделе "Нервно-психическое развитие" напротив соответствующего показателя делается запись: "с отклонением". Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом психоневрологом. Для оценки показателя "Мышление" медицинская сестра КЗР имеет:
Примеры сюжетов: лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу сидят волки. Мальчик провалился в прорубь и зовет на помощь, другой протягивает ему палку. Примерные схемы рассказов: Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за хворостом, с другими детьми на прогулку) и отстал, заблудился. На него напали волки и он залез на дерево. Окончание рассказа: волки убежали и мальчик благополучно ушел домой, пришли взрослые и прогнали волков, мальчик сам справился с волками (неважно каким способом). Сюжет 2. Мальчик пошел через речку (он очень спешил, шел в школу и др.) и случайно провалился в прорубь (лед провалился под ним и др.). Он зовет на помощь. Ему поможет его друг, который уже протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его (или придут взрослые и вытащат мальчика). Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее благоприятный ответ - когда в рассказе ребенка герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц. Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу и туда вкладывается одна карточка другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляется карточка с изображением посуды и т.д. Инструкция: посмотри, какая карточка лишняя? Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель - посуда, или звери - птицы, или одежда - посуда. Если он справился с заданием, на этом тестирование заканчивается. Если нет - предлагается более легкий вариант: мебель - звери или посуда - птицы и т.д. В случае, если ребенок справился со вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений. Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике. Для определения состояния внимания и памяти, а также социальных контактах вопросы для всех трех возрастов совпадают. Рекомендации по коррекции выявленных отклонений даются в соответствии с приложением. В связи с тем, что показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов, характер рекомендаций зависит от фактора, определяющего то или иное отклонение. Медицинская сестра осуществляет контроль за выполнением в семье медико-педагогических рекомендаций по коррекции поведения и нервно-психического развития ребенка. Наряду с рекомендациями по коррекции нервно-психического развития приложение включает рекомендации по коррекции поведения ребенка. Особенности поведения определяются по первым 4 пунктам "Анкеты для выявления особенностей поведения детей 4 - 6 лет". Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном или психомоторном статусе или формировании личности, если отмечен хотя бы один признак по каждому из этих пунктов. ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 - 6 ЛЕТ +---------------+------------------------------------------------+ ¦ Возраст ¦ 4 года ¦ +---------------+---------------------+--------------------------+ ¦ Показатели ¦ соответствует норме ¦ с отклонениями ¦ +---------------+---------------------+--------------------------+ ¦I. Мышление и ¦Умеет группировать ¦Группирует предметы по ¦ ¦ речь. ¦предметы по классам: ¦несущественному признаку: ¦ ¦ Специальные ¦мебель, посуда, ¦например, по цвету ¦ ¦ задания ¦одежда, животные, ¦ ¦ ¦ ¦птицы и т.п. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦II. Моторика. ¦Общая: умеет подпры- ¦Не умеет подпрыгивать на ¦ ¦ Пункт 5 ¦гивать одновременно ¦месте и продвигаясь впе- ¦ ¦ "Анкеты" и ¦на двух ногах: на ¦ред: отталкивается одной ¦ ¦ специальные¦месте и продвигаясь ¦ногой или не отрывается от¦ ¦ задания ¦вперед. ¦пола. ¦ ¦ ¦Ручная: всегда или ¦Никогда не застегивает ¦ ¦ ¦иногда застегивает ¦пуговицы и не завязывает ¦ ¦ ¦пуговицы самостоя- ¦шнурки самостоятельно ¦ ¦ ¦тельно. Всегда или ¦ ¦ ¦ ¦иногда самостоятельно¦ ¦ ¦ ¦завязывает шнурки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦III. Внимание и¦Внимателен, собран. ¦Рассеян, невнимателен, ¦ ¦ память. ¦Стихи, соответствую- ¦часто "отключается". ¦ ¦ Пункт 7 ¦щие возрасту, запоми-¦С трудом и непрочно запо- ¦ ¦ "Анкеты" ¦нает быстро, прочно ¦минает стихи ¦ ¦ ¦или медленно, после ¦ ¦ ¦ ¦многих повторений, но¦ ¦ ¦ ¦в целом успешно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦IV. Социальные ¦Умеет играть с други-¦Часто ссорится с детьми, ¦ ¦ контакты. ¦ми детьми, не ссорясь¦обижается, дерется. ¦ ¦ Пункт 6 ¦и соблюдая правила ¦Избегает других детей, ¦ ¦ "Анкеты" ¦игры ¦любит играть в одиночест- ¦ ¦ ¦ ¦ве. Не имеет друзей в ¦ ¦ ¦ ¦детском саду, во дворе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦V. Психическое ¦Без отклонений ¦Наличие отклонений сомато-¦ ¦ здоровье. ¦ ¦вегетативного эмоциональ- ¦ ¦ Пункты 1, 2,¦ ¦ного, психомоторного ¦ ¦ 3, 4 ¦ ¦характера ¦ ¦ "Анкеты" ¦ ¦ ¦ +---------------+---------------------+--------------------------+ +---------------+------------------------------------------------+ ¦ Возраст ¦ 5 лет ¦ +---------------+---------------------+--------------------------+ ¦ Показатели ¦ соответствует норме ¦ с отклонениями ¦ +---------------+---------------------+--------------------------+ ¦I. Мышление и ¦Умеет составить по ¦Составляя рассказ, не ¦ ¦ речь. ¦картинке рассказ в ¦может ответить на вопрос, ¦ ¦ Специальные ¦несколько предложе- ¦как герой попал в данную ¦ ¦ задания ¦ний. Правильно отве- ¦ситуацию. Не понимает ¦ ¦ ¦чает на вопрос, как ¦смысла картинки, перечис- ¦ ¦ ¦герой попал в данную ¦ляя действия героя вместо ¦ ¦ ¦ситуацию ¦пересказа сюжета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦II. Моторика. ¦Умеет прыгать на мес-¦Не умеет прыгать на одной ¦ ¦ Пункт 5 ¦те на одной ноге и ¦ноге. Никогда полностью ¦ ¦ "Анкеты". ¦продвигаясь вперед. ¦не одевается и не раздева-¦ ¦ Специальные¦Одевается и раздева- ¦ется самостоятельно или ¦ ¦ задания ¦ется полностью само- ¦делает это очень редко ¦ ¦ ¦стоятельно всегда или¦ ¦ ¦ ¦почти всегда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦III. Внимание и¦Внимателен, собран. ¦Рассеян, невнимателен, ¦ ¦ память. ¦Стихи, соответствую- ¦часто отвлекается, ¦ ¦ Пункт 7 ¦щие возрасту, запоми-¦"отключается". С трудом и ¦ ¦ "Анкеты" ¦нает быстро, прочно ¦непрочно запоминает стихи ¦ ¦ ¦или медленно, после ¦ ¦ ¦ ¦многих повторений, но¦ ¦ ¦ ¦в целом успешно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦IV. Социальные ¦Умеет играть с други-¦Часто ссорится с детьми, ¦ ¦ контакты. ¦ми детьми, не ссорясь¦обижается, дерется. ¦ ¦ Пункт 6 ¦и соблюдая правила ¦Избегает других детей, ¦ ¦ "Анкеты" ¦игры ¦любит играть в одиночест- ¦ ¦ ¦ ¦ве. Не имеет друзей в ¦ ¦ ¦ ¦детском саду, во дворе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦V. Психическое ¦Без отклонений ¦Наличие отклонений сомато-¦ ¦ здоровье. ¦ ¦вегетативного эмоциональ- ¦ ¦ Пункты 1, 2,¦ ¦ного, психомоторного ¦ ¦ 3, 4 ¦ ¦характера ¦ ¦ "Анкеты" ¦ ¦ ¦ +---------------+---------------------+--------------------------+ +---------------+------------------------------------------------+ ¦ Возраст ¦ 6 лет ¦ +---------------+---------------------+--------------------------+ ¦ Показатели ¦ соответствует норме ¦ с отклонениями ¦ +---------------+---------------------+--------------------------+ ¦I. Мышление и ¦Умеет составить по ¦При рассказе сюжета не ¦ ¦ речь. ¦картинке рассказ с ¦может ответить на вопрос, ¦ ¦ Специальные ¦развитием сюжета, ¦как герой попал в данную ¦ ¦ задания ¦отразив в нем события¦ситуацию, чем все завер- ¦ ¦ ¦прошлого, настоящего ¦шится ¦ ¦ ¦и будущего. Допустимы¦ ¦ ¦ ¦наводящие вопросы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦II. Моторика. ¦Общая: умеет прыгать ¦Не умеет прыгать в длину ¦ ¦ Пункт 5 ¦в длину с места с ре-¦с места или показывает ¦ ¦ "Анкеты". ¦зультатом не менее 70¦результат менее 70 см. ¦ ¦ Специальные¦см. ¦Неаккуратно закрашивает ¦ ¦ задания ¦Ручная: умеет акку- ¦круг (часто и грубо пере- ¦ ¦ ¦ратно закрасить круг ¦секает линию, много боль- ¦ ¦ ¦диаметром 2 см не бо-¦ших пробелов) или тратит ¦ ¦ ¦лее чем за 70 сек. ¦на это 70 сек. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦III. Внимание и¦Внимателен, собран. ¦Рассеян, невнимателен, ¦ ¦ память. ¦Стихи, соответствую- ¦часто "отключается". ¦ ¦ Пункт 7 ¦щие возрасту, запоми-¦С трудом и непрочно ¦ ¦ "Анкеты" ¦нает быстро, прочно ¦запоминает стихи ¦ ¦ ¦или медленно, после ¦ ¦ ¦ ¦многих повторений, но¦ ¦ ¦ ¦в целом успешно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦IV. Социальные ¦Умеет играть с други-¦Часто ссорится с детьми, ¦ ¦ контакты. ¦ми детьми, не ссорясь¦обижается, дерется, ¦ ¦ Пункт 6 ¦и соблюдая правила ¦избегает других детей, ¦ ¦ "Анкеты" ¦игры ¦любит играть в одиночест- ¦ ¦ ¦ ¦ве. Не имеет друзей в ¦ ¦ ¦ ¦детском саду, во дворе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦V. Психическое ¦Без отклонений ¦Наличие отклонений сомато-¦ ¦ здоровье ¦ ¦вегетативного эмоциональ- ¦ ¦ Пункты 1, 2,¦ ¦ного, психомоторного ¦ ¦ 3, 4 ¦ ¦характера ¦ ¦ "Анкеты" ¦ ¦ ¦ +---------------+---------------------+--------------------------+ АНКЕТА
ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7 - 15 ЛЕТ
Вопросы-тесты для определения общего уровня
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 9 - 10 ЛЕТ Оценка сформированности абстрактно-логических операций, логических суждений:
|
Виртуальные консультации
На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить
поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и
поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании
полученных фактов.
Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья. Подробнее см. Правила форума
Последние сообщения
Реальные консультации Реальный консультативный прием ограничен. Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам. Заметки на полях Нажми на картинку - Новости сайта Ссылки на внешние страницы
20.05.12
Уважаемые пользователи! Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал,
запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Тема от 05.09.08 актуальна!
Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме 05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция. Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме
25.04.08
|
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта. |
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача. Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал. © 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом. |