|
|
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем
Десятый пересмотр
Полный перечень трехзначных рубрик, четырехзначных подрубрик и их содержание
Класс V.
Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)
Этот класс содержит следующие блоки:
F00-F09 | |
|
F10-F19 | |
|
F20-F29 | |
|
F30-F39 | |
|
F40-F48 | |
|
F50-F59 | |
|
F60-F69 | |
|
F70-F79 | |
|
F80-F89 | |
Расстройства психологического развития |
F90-F98 | |
|
F99 | |
|
Расстройства психологического развития (F80-F89)
Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка
развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов.
В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся
настолько рано, насколько возможно было ее достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая
недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.
• |
|
F80 |
|
Специфические расстройства развития речи и языка
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти
состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью
или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности
при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства. |
|
|
F80.0 |
|
Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне
более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.
Связанное с развитием:
• физиологическое расстройство
• расстройство речевой артикуляции
Дислалия [косноязычие]
Функциональное расстройство речевой артикуляции
Лепет [детская форма речи] |
|
|
|
|
Исключено: |
недостаточность речевой артикуляции:
• апраксия (R48.2)
• афазия БДУ (R47.0)
• вследствие:
• потери слуха (H90-H91)
• умственной отсталости (F70-F79)
• в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
• рецептивного типа (F80.2)
• экспрессивного типа (F80.1) |
|
|
F80.1 |
|
Расстройство экспрессивной речи
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык
находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной
нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.
Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа |
|
|
|
|
Исключено: |
дисфазия и афазия БДУ (R47.0)
первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.–)
приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клеффнера] (F80.3)
связанная с развитием дисфазия или афазия рецептивного типа (F80.2)
умственная отсталость (F70-F79)
элективный мутизм (F94.0) |
|
|
F80.2 |
|
Расстройство рецептивной речи
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне,
чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.
Врожденная неспособность слухового восприятия
Связанная с развитием:
• дисфазия или афазия рецептивного типа
• афазия Вернике
Невосприятие слов |
|
|
|
|
Исключено: |
аутизм (F84.0-F84.1)
дисфазия и афазия:
• БДУ (R47.0)
• экспрессивного типа (F80.1)
приобретенная афазия при эпилепсии [Ландау-Клеффнера] (F80.3)
умственная отсталость (F70-F79)
элективный мутизм (F94.0)
языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91) |
|
|
F80.3 |
|
Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клеффнера]
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные
языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев
эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит
через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому
(или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном
мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка. |
|
|
|
|
Исключено: |
афазия:
• БДУ (R47.0)
• вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)
• при аутизме (F84.0-F84.1) |
|
|
F80.8 |
|
Другие расстройства развития речи и языка
Сюсюканье |
|
|
F80.9 |
|
Расстройства развития речи и языка неуточненные
Речевое расстройство БДУ |
• |
|
F81 |
|
Специфические расстройства развития учебных навыков
Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития.
Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не
обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга. |
|
|
F81.0 |
|
Специфическое расстройство чтения
Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков
чтения, что не может быть объяснено исключительно уровнем интеллекта, наличием проблем, связанных с остротой зрения или неадекватным обучением в
школе. Затронутыми могут быть навыки чтения и узнавания читаемого слова, речевой навык чтения и выполнение задач, требующихся при чтении. С этим
расстройством обычно сочетаются трудности правописания, которые часто сохраняются и в подростковом возрасте, даже если имеется определенный
прогресс в чтении. В анамнезе лиц со специфическим, связанным с развитием расстройством чтения обычно имеют место расстройства освоения навыков
речи или языковой лексики. Обычным является возникновение эмоциональных срывов и нарушений поведения в период обучения в школе.
"Отсталое чтение"
Дислексия развития
Специфическое отставание в чтении |
|
|
|
|
Исключено: |
алексия БДУ (R48.0)
дислексия БДУ (R48.0)
трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93.–) |
|
|
F81.1 |
|
Специфическое расстройство спеллингования
Расстройство, основной чертой которого является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков
спеллингования при отсутствии в анамнезе специфического расстройства чтения. Оно не может быть объяснено низким уровнем интеллекта, наличием
проблем, касающихся остроты зрения или неадекватным обучением в школе. Расстройство касается как умения правильно произнести слово по буквам, так
и написать его грамотно.
Специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения) |
|
|
|
|
Исключено: |
аграфия БДУ (R48.8)
трудности спеллингования:
• вследствие неадекватного обучения (Z55.8)
• связанные с расстройством чтения (F81.0) |
|
|
F81.2 |
|
Специфическое расстройство арифметических навыков
Расстройство включает в себя специфическую недостаточность навыков счета, которая не может быть объяснена умственной
отсталостью или неадекватным обучением в школе. Недостаточность касается прежде всего умения производить основные арифметические действия
сложения, вычитания, умножения, деления, а не только таких более абстрактных математических действий, какие необходимы в алгебре, тригонометрии,
геометрии или при вычислениях.
Связанная(ое) (ый) с развитием:
• акалькулия
• нарушение счета
• синдром Герстмана |
|
|
|
|
Исключено: |
акалькулия БДУ (R48.8)
трудности счета:
• вследствие неадекватного обучения в школе (Z55.8)
• связанные с расстройством чтения или спеллингования (F81.3) |
|
|
F81.3 |
|
Смешанное расстройство учебных навыков
Плохо очерченная оставшаяся группа расстройств, при которых имеет место значительная недостаточность как арифметических
навыков, так и навыков чтения и правописания, которая не может быть объяснена исключительно умственной отсталостью или неадекватным обучением в
школе. Эту рубрику следует использовать для расстройств, одновременно отвечающих критериям подрубрик F81.2 и F81.0 либо F81.1. |
|
|
|
|
Исключено: |
специфическое:
• расстройство арифметических навыков (F81.2)
• расстройство спеллингования (F81.1)
• расстройство чтения (F81.0) |
|
|
F81.8 |
|
Другие расстройства развития учебных навыков
Расстройство развития экспрессивного письма |
|
|
F81.9 |
|
Расстройство развития учебных навыков неуточненное
Неспособность к приобретению знаний БДУ
Неспособность к обучению БДУ
Расстройство обучения БДУ |
• |
|
F82 |
|
Специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может
быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим
нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как
хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также
симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.
Синдром неуклюжего ребенка
Связанное(ая) с развитием:
• нарушение координации
• диспраксия |
|
|
|
|
Исключено: |
нарушение координации (R27.–)
• вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)
нарушения походки и подвижности (R26.–) |
• |
|
F83 |
|
Смешанные специфические расстройства психологического развития
В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и
языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной
диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти
нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует
использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.–; F81.– и F82. |
• |
|
F84 |
|
Общие расстройства психологического развития
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях
коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются обшей
характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют
дополнительный код. |
|
|
F84.0 |
|
Детский аутизм
Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка
в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и
поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы,
такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.
Аутическое расстройство
Детский:
• аутизм
• психоз
Синдром Каннера |
|
|
|
|
Исключено: |
аутическая психопатия (F84.5) |
|
|
F84.1 |
|
Атипичный аутизм
Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или
отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в
том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или
двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии,
общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой
(других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое,
специфическое рецептивное расстройство развития речи.
Атипичный детский психоз
Умственная отсталость с чертами аутизма
При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79). |
|
|
F84.2 |
|
Синдром Ретта
Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное раннее развитие осложняется
частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают
в возрастном интервале от 7 до 24 мес жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движени рук и усиленное дыхание.
Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии
туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость. |
|
|
F84.3 |
|
Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до появления
признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря
происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему,
стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В
ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях
поведения.
Детская деменция
Дезинтегративный психоз
Синдром Геллера
Симбиозный психоз
При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код. |
|
|
|
|
Исключено: |
синдром Ретта (F84.2) |
|
|
F84.4 |
|
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с
умственной отсталостью и стереотипными движениями
Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной
умственной отсталостью (IQ ниже 50), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие
препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ, а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с
психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гиперактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для
гиперактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического
характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга. |
|
|
F84.5 |
|
Синдром Аспергера
Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий,
какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую
очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка или задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с
выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости
периодически имеют место психотические эпизоды.
Аутическая психопатия
Шизоидное расстройство в детском возрасте |
|
|
F84.8 |
|
Другие общие расстройства развития |
|
|
F84.9 |
|
Общее расстройство развития неуточненное |
• |
|
F88 |
|
Другие расстройства психологического развития
Агнозия развития |
• |
|
F89 |
|
Расстройство психологического развития неуточненное
Нарушение развития БДУ |
Содержание
|
|
На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить
поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и
поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании
полученных фактов.
Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся!
Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.
Подробнее см. Правила форума
[X]
Беседы с опытным психологом по Skype. Консультации, психотерапия.
Стоимость 1 часа - 500 руб. (с 02:00 до 16:00, время московское)
С 16:00 до 02:00 - 800 р/час.
E-mail: aristo@newmail.ru
Последние сообщения
Реальный консультативный прием ограничен.
Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.
Нажми на картинку - узнай подробности!
Ссылки на внешние страницы
20.05.12
Уважаемые пользователи!
Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал,
запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.
Тема от 05.09.08 актуальна!
Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на
нашем форуме
05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная
HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.
Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме
25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через
раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"
|
|