Островок здоровья
Форуму 3223-й день
Текущая дата: Пн, 20 Фев 2017
Медицинский форум

КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

управление в медицине
персональное и общественное здоровье
бесплатные консультации специалистов

не диагностика и лечение, но указание выбора правильного направления движения к оным

 
 FAQFAQ   ПравилаПравила   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Проверь свои знания!

Квалификационные тесты по акушерству и гинекологии

Примерные тестовые вопросы по биологии (ЕГЭ)


Самосовершенствование - тренировка интеллекта

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов КОМПАС ЗДОРОВЬЯ -> Горизонты медицины Найти сообщения с вашего последнего посещения
Найти ваши сообщения
Найти сообщения без ответов
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Fantominka
Site Admin


Зарегистрирован: 04.06.2008
Сообщения: 2973


Благодарности: 207

СообщениеДобавлено: Вт Сен 02, 2008 6:41 pm    Заголовок сообщения: Самосовершенствование - тренировка интеллекта Ответить с цитатой

Тренировка интеллекта


Кузьма Рыклин,
врач


Уровень интеллекта во многом зависит от врожденных качеств ума, определяющих темперамент и соотношение степени развитости левого и правого полушарий головного мозга. У 85% людей преимущественно развито левое полушарие мозга, обеспечивающее рациональное, логическое мышление. Поэтому воображение, связанное с деятельностью правого полушария, у них развито хуже. Им труднее осваивать и новые оздоровительные системы, и релаксацию, и формулы аутотренинга. Для таких людей тренировка воображения является актуальной проблемой.

Для поддержания хорошей интеллектуальной формы очень важно тренировать все слагаемые ума: внимание, воображение, умственную выносливость (упорство ума), память, координацию ума.

Прекрасные упражнения для тренировки интеллекта даны в книге Т. Вуджека "Тренировка ума" (1996 г.). Некоторые из них приведены в этой статье.

Умственная тренировка должна начинаться с разминки - освобождения от ненужных мыслей, "захламляющих" сознание. Один из способов избавиться от них состоит в концентрации внимания на "здесь" и "сейчас". Этого можно добиться, если перестать суетиться, расслабиться и дать возможность всем мыслям и заботам плавно "утечь" из сознания. Концентрации внимания можно добиться и сосредоточившись на конкретном задании или объекте.

Успешность разминки во многом определяется умением расслабить мышцы и отрегулировать дыхание. Хороший способ добиться физического расслабления - это сфокусировать внимание на глубине и продолжительности вдоха и выдоха, добиваясь того, чтобы дыхание стало расслабленным, медленным, поверхностным.

Специальные упражнения для тренировки ума


Внимание
Нет качества, которое было бы так значимо для интеллектуальной жизни, как способность концентрировать внимание. Наиболее простое упражнение для тренировки внимания - это двухминутная концентрация.

Положите перед собой часы с секундной стрелкой, расслабьтесь и сконцентрируйте внимание на движущейся секундной стрелке. В течение двух минут фокусируйте все свои мысли на ее движении. Если внимание рассеялось и возникли посторонние мысли, надо остановиться, а затем вновь сконцентрироваться на движении стрелки, стараясь сохранить сосредоточенность в течение двух минут.

Качество концентрации внимания определяется временем удержания мысли на определенном предмете. Это так называемое активное внимание. Оно требует значительного напряжения, в то время как пассивное внимание - рассеянное созерцание, слушание "в полуха" - функция автоматическая.

Двухминутная концентрация внимания - это одно из лучших упражнений для тренировки ума. Через пару недель регулярных занятий по 5 - 10 минут в день внимание заметно улучшается и увеличивается время фокусирования сознания на определенном предмете. Сосредоточенность становится более полной и глубокой, и посторонние мысли в меньшей степени отвлекают от объекта внимания.

Воображение
Вербальное мышление. Т. Вуджек использует интересную метафору, сравнивая ум с музыкальным инструментом, а слова - с нотами, которые выстраиваются в мелодии в симфонии мысли. Когда мы думаем, говорим или пишем, мы облекаем наши мысли в законченную форму с помощью слов. У нас нет иного способа выразить идеи и сформулировать понятия.

Часто мысленно мы повторяем разговоры, подводим итоги, оцениваем себя и других людей, комментируем события, то есть ведем внутренний монолог. Этот монолог окрашивает наш внутренний мир, который определяет наше восприятие жизни. Если мы постоянно держим в памяти прошлые события, думаем о том, как нам следовало бы поступить и что могло бы из этого выйти, значит в данный момент мы живем прошлым. Если мы строим планы, обдумываем ситуации, которые могут возникнуть при их реализации, то формируем программу нашей будущей жизни. В молодости в сознании доминируют мысленные образы будущего, в старости — прошлого. Используя это соотношение, психологи определяют так называемый психологический возраст.

Иногда внутренний монолог выходит из-под контроля. Когда мы возбуждены, слова захлестывают наше сознание, не поддаваясь управлению. В этот момент очень полезно замедлить темп внутреннего диалога и прислушаться к тому, что мы сами себе говорим. В мысленном диалоге мы часто навешиваем ярлыки, используя свой старый опыт. Лучше отказаться от ярлыков и пытаться посмотреть на свой опыт с других позиций.

Иногда нас одолевают негативные мысли, от которых хотелось бы избавиться. В этом могут помочь мантры - слова или предложения, которые при длительном повторении освобождают сознание от нежелательных мыслей. Например, размеренно произнося в уме слово "спокойно", некоторым людям действительно удается успокоиться.

Существует множество разнообразных мантр. Секрет их воздействия состоит в подборе нужного ритма, который позволяет сосредоточиться. Каждое слово должно стать завершенной мыслью, отделенной от других продолжительной паузой. После произнесения слова-мантры надо прислушаться к возникающей в нашем сознании тишине.

Т. Вуджек для совершенствования вербального мышления советует обращать внимание на качество мыслей, периодически изменять их темп, замедляя или ускоряя его.

Следует больше читать: чтение - прекрасная тренировка ума, развивающая устойчивость внимания и живость воображения, а также следить за тем, что мы говорим сами себе, прислушиваться к собственному внутреннему монологу.

Образное мышление. Великая сила воображения кроется в прочной связи между создаваемыми мысленными образами и эмоциями. Рисуя перед внутренним взором эмоционально окрашенную картину, мы испытываем те же чувства, как если бы объект нашего воображения действительно находился перед нами. Фактически мысленные образы являются сердцевиной нашего жизненного опыта. Они помогают создавать наш собственный внутренний мир.

С помощью психического образного моделирования можно формировать нужное настроение, поведение, избавляться от усталости. Для этого надо научиться четко формулировать задачу и создавать образное представление желаемого явления или состояния с максимальными подробностями.

Считается, что примерно 15% людей обладают хорошо развитым воображением и способны к успешному психологическому образному моделированию. Однако путем целенаправленной тренировки каждый может развить свое воображение. Вот несколько простых упражнений, рекомендованных Т. Вуджеком.

Внимательно рассмотрите свою ладонь, обратите внимание на линии, узоры, родинки. Полюбуйтесь на игру света и тени. Примерно через минуту, когда возникнет ясное представление о том, как выглядит ладонь, закройте глаза и постарайтесь четко ее представить. Через некоторое время откройте глаза и сравните ладонь с картинкой, которую вы нарисовали в своем воображении. Отметьте, что присутствовало, а что отсутствовало в созданном вами образе. Затем вновь закройте глаза и опять представьте ладонь. Через полминуты откройте глаза и посмотрите на ладонь. Повторите весь цикл не менее шести раз. С каждым разом старайтесь добавлять создаваемому образу больше яркости.

Для тренировки в создании мысленных образов можно использовать любые предметы: ручки, карандаши, обои, обложки книг и т. д. Можно запоминать лица людей, здания, картины. Кроме привычки внимательно вглядываться в окружающий мир, подобная тренировка позволяет глубже оценивать происходящее вокруг нас и обостряет ощущение реальности. Надо и при чтении пытаться мысленно представлять описываемое. Это заметно улучшает усвоение текста.

Т. Вуджек предлагает создавать мысленные образы не только предметов, но и внутренних ощущений; чувств, возникающих при совершении каких-либо действий, например при игре в теннис. Можно мысленно потрогать любые предметы: шелковое покрывало, кожаную подушку - и ощутить материал, из которого они сделаны; вообразить банан и почувствовать его вкус; мысленно создать образ апельсина и ощутить его запах.

Вот, например, как тренируются в создании мысленных образов внутренних ощущений.
Представьте, что вы моете руки, детально проиграйте каждое движение, ощутите мыльную пену, постарайтесь услышать шум текущей из крана воды, почувствовать запах мыла. Затем действительно помойте руки и сравните этот процесс с вашим мысленным представлением о нем. Так же можно представить себе, как вы принимаете душ, одеваетесь, застилаете постель и т. д.
Точность мысленных образов зависит от того, насколько детально вы изучили объект, подключая к этому и вербальное мышление, и зрительные представления, и другие ощущения.

Старайтесь получать наслаждение от такой тренировки. В свободное время создавайте мысленные образы, вызывающие чувство удовольствия, оптимизм, ощущение комфорта.
_________________
...мираж сети, рожденный мерцанием голубого льда экрана и пламенем сердца...
Вернуться к началу
Спасибо Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fantominka
Site Admin


Зарегистрирован: 04.06.2008
Сообщения: 2973


Благодарности: 207

СообщениеДобавлено: Вт Сен 02, 2008 7:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Упорство ума (выносливость)
Великим даром И. Ньютона была его замечательная способность в течение длительного времени концентрировать свое внимание на стоящих перед ним задачах. Сам он сказал о себе так: "Если я и оказал какую-то пользу обществу, то только благодаря настойчивому мышлению".

Упорство ума, то есть способность заставить себя думать и делать, когда хочется отдохнуть, вырабатывается только путем регулярных тренировок. Психологи считают, что главная задача образования - научиться управлять своими желаниями. Упражнения для тренировки умственной выносливости имеют для работы мозга то же значение, что и бег трусцой для тренировки тела.

Упражнение с числами. Перечислите числа в возрастающей и убывающей последовательности. Перечислите в возрастающем порядке числа из множества от 1 до 100, которые содержат цифру 7 (5, 9, 11...) или сумма цифр которых делится, например, на 3.

Упражнение с буквами. Перечислите буквы в такой последовательности - по алфавиту одновременно в прямом и обратном порядке: АЯ, БЮ, ВЭ...

Упражнение со словами. Повторите предложение задом наперед слово за словом после того, как вы его прочтете. Например: "Мы держим власть и несем ответственность". "Ответственность несем и власть держим мы".

Упражнения со стихами. Запоминание стихов. Прочтите стихотворение, называя количество букв в каждом слове: "У 5 нашей 4 Мэри 4 есть 5 баран, 6 собаки 2 он 6 верней".

Прочтите стихотворение, опуская каждое второе (третье, четвертое) слово: "У Мэри баран".

Память
Существуют три стадии запоминания:
  1. Сенсорная регистрация. Это бессознательное продолжение восприятия, обеспечивающее его непрерывность, - мир не исчезает неожиданно, если мы вдруг моргнем.

  2. Сознательная кратковременная память.

  3. Долговременная память - самый главный компонент памяти. Это долгосрочное хранилище информации, содержащее как конкретные воспоминания, так и абстрактные понятия. Без долговременной памяти мы постоянно балансировали бы на грани настоящего, как бы все время пробуждаясь ото сна.


Для того чтобы информация была зафиксирована в нашей памяти, она должна пройти все три стадии. Чтобы улучшить память, нужно научиться передавать информацию из кратковременной памяти в долговременную.

Чем основательней мы размышляем о чем-либо, тем больше появляется путей для последующего доступа к этой информации, тем больше образуется ассоциаций и тем легче оказывается вызвать ее из памяти. Память становится более богатой и гибкой, если снабдить ее шаблонами, зацепками, ассоциациями. Для того чтобы память была хорошей, полезно тренировать внимание.

Упражнение для развития памяти
  1. Вспомните, о чем вы думали пять минут назад, час назад, вчера в это же время, что ели на завтрак последние три дня.

  2. Прокручивание событий: какие ваши самые ранние воспоминания, о чем сохранилась добрая память; отходя ко сну, вспомните, что произошло с вами с того момента, как вы проснулись.

  3. Если вы хотите запомнить что-то, то надо организовать материал в строго определенную структуру. Предпочтительно выучивать материал не частями, а целиком.

  4. Помогает запоминанию воображение, ассоциации, например, для лучшего запоминания можно придумать историю, связанную с тем, что надо запомнить.

_________________
...мираж сети, рожденный мерцанием голубого льда экрана и пламенем сердца...
Вернуться к началу
Спасибо Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fantominka
Site Admin


Зарегистрирован: 04.06.2008
Сообщения: 2973


Благодарности: 207

СообщениеДобавлено: Вт Сен 02, 2008 7:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Принятие решения
Способность поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению - отличительный признак зрелого ума. Цель заставляет нас мобилизовать время, энергию, творческий потенциал и создает условия для роста личности, побуждая непрерывно двигаться в выбранном направлении и учиться контролировать свои желания.

Принимая решение, мы отдаем предпочтение тем или другим потребностям, добиваясь их оптимальной координации. Т. Вуджек различает три варианта решений (выбора): продуманные важные решения, решения по умолчанию, непродуманные решения.

Принятие важных решений.
Лучший вариант создать хорошую идею, считал Л. Полинг, — иметь много идей. Важно также уметь максимально длительно проследить каждый из путей реализации данной идеи, то есть предвидеть так называемый задний план принятия решения. Для этого требуется сильный координированный ум и наличие навыков принятия решения.

Принимая решение, надо соблюдать определенные правила.
  1. Не спешите принимать важное решение. Еще Софокл говорил, что быстро принятое решение не верно. Но и не слишком откладывайте его принятие, особенно в сложных конфликтных ситуациях (например, решение о разводе в условиях, когда семья фактически распалась). Неопределенность только усиливает переживания и ведет к стрессу.

  2. Определите свои цели. Уточните, что в итоге хотите получить, что сохранить, чего избежать.

  3. Эмоционально проверьте возможные решения. Про Альберта Эйнштейна рассказывают, что, оказавшись перед необходимостью выбрать один из двух возможных вариантов, он обычно бросал монету, ставя один вариант на орла, а другой на решку. Посмотрев, какой стороной упала монета, Эйнштейн спрашивал себя, что он теперь чувствует. Если он был доволен, то принимал вариант, который ему послала судьба, если же он ощущал разочарование, то выбирал другой.

  4. Постарайтесь правильно организовать имеющуюся информацию, сосредоточиться на ключевых моментах, отбрасывая все второстепенное. Важно точно сформулировать возникшую проблему. Эйнштейн по этому поводу говорил: "Все нужно делать так просто, как только возможно, но не более того".


Некоторые задачи решаются с помощью продуманной тактики последовательных шагов, другие опытным путем - методом проб и ошибок. Есть задачи, требующие длительного размышления, ответ на них часто возникает как озарение. В любом случае мы оперируем имеющейся в наличии информацией.

Если мы твердо намерены изменить свое теперешнее состояние, то важно ставить реальные задачи, правильно оценив свои возможности. Цель должна быть трудной, но не чрезмерной, хотя и не настолько простой, чтобы не требовались усилия для ее достижения. Усилия должны быть близки к удовольствию и никогда не доходить до самоистязания. Чрезмерные усилия требуют очень много волевой энергии, которая со временем истощается, и цель оказывается не достигнутой. Это часто бывает при намерении похудеть.

Принимая решение, нужно четко осознать важность его выполнения, чтобы избежать привычки не выполнять свои решения, в том числе и данные обещания. После отказа от выполнения принятого решения следующее будет выполнять еще труднее. Поэтому решение следует записать, наметить срок действия и возможные исключения в процессе его реализации. Например, решив с понедельника заниматься бегом в чередовании с ходьбой примерно 30 минут в течение двух недель, обязательно оговорите еще два условия: продолжение занятий после указанного срока будет зависеть от самочувствия, а пропуск тренировок допустим только в случае болезни или сильного дождя.

Решение по умолчанию или отказ от ранее принятого важного решения.
Не так редко бывает, что даже правильно принятое решение в определенных ситуациях как бы исчезает из сознания или умышленно вытесняется, заменяется другими "решениями по умолчанию". Так происходит, когда мы пропускаем тренировки, переедаем и т. д. Такой, как будто случайный выбор, имеет не меньшее значение, чем принятие продуманных решений. Он заставляет нас пассивно поддаваться эмоциональным порывам, обусловленным привычками, от которых мы пытаемся избавиться, и обстоятельствами. Это обычно объясняется слабостью воли и недостаточностью соответствующих мотиваций, что также необходимо учитывать при принятии ответственных решений и их реализации. Поэтому постоянно следует тренировать и свои волевые качества, чтобы оградить себя от неправильного выбора и "решения по умолчанию".

Необдуманные решения.
Какими бы привычными ни были наши решения, все они являются результатом выбора. Фактически даже в повседневной жизни нам постоянно приходится принимать решения и делать выбор: в осанке, походке, манере говорить, мимике, употреблении определенных слов и т. д. Таким образом мы есть то, что мы выбираем.

От того, насколько активно мы участвуем в процессе принятия решения, зависит уровень нашей интеллектуальной формы. «Недостаточно иметь хороший ум, главное — правильно его использовать», — говорил Декарт.

И тело, и ум нуждаются в тренировке. Надо формировать у себя ответственность за состояние тела и ума, побуждать себя думать активно, а не просто отдаваться потоку сознания. Регулярно упражняйте свой мозг. Чем больше мы тренируем интеллект, тем лучше наше здоровье.

— Мой муж был бы совсем неплох, если бы его слова не расходились с делом.
— Милая моя, вам повезло. Мой не только болтает глупости, но и делает их.
— Не могу знакомиться с девушками на улице...
— И не надо.
— А что же делать?
— Приводи их домой и там знакомься.

_________________
...мираж сети, рожденный мерцанием голубого льда экрана и пламенем сердца...
Вернуться к началу
Спасибо Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов КОМПАС ЗДОРОВЬЯ -> Горизонты медицины Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subGreen style by ktauber
Русская поддержка phpBB

  Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ